ГАРМОНИЯ

AS Menu (2)

ПРАКТИКА. АСАНЫ СУРЬЯ НАМАСКАР

 

Сурья намаскар – техника солнечного оживления, серия упражнений, которая заряжает нас подобно электрической батарее, позволяя нам жить более полно и радостно, с динамизмом и сноровкой в делах.

Развитие практики Сурья намаскар может оказать влияние на весь стиль нашей жизни и на отношение к ней. Наблюдение за собой и исследование того, что мы получаем от нее в результате регулярной практики, развивается, расходясь кругами, проникая в нашу ежедневную жизнь с ее активностью, движением, взаимодействием с людьми и вещами и, таким образом, помогает изменить наше бытие в позитивную и творческую сторону.

Хотя способность Сурья намаскар изменять межклеточную и метаболическую энергии является, возможно, наиболее замечательной и мощной чертой, она также взаимодействует с физическими органами тела, непосредственно употребляет давление на них, массирует, натягивает, а в целом настраивает и поддерживает внутренние структуры тканей. Это помогает как выделительным функциям организма, так и стимуляции нервной системы, что повышает наше благополучие. Цель динамического аспекта Сурья намаскар - повышение энергии и гармонии физических структур. Когда она скомбинирована с дыханием и мантрами, она распространяет свои эффекты в более тонкие тела и области личности.

 

МАНТРА ДЛЯ ПРАКТИКИ СУРЬЯ НАМАСКАР ПОСЛУШАТЬ

 

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИКЕ

Прежде чем приступать к практике, встаньте, сомкнув стопы, или слегка расставив их, руки свободно опущены вдоль туловища. Закройте глаза и ощутите все свое физическое тело. Развивайте осознание своего тела как при практике йога нидра. Начните с макушки головы и пройдите вниманием вниз по телу, по пути расслабляя все, что найдете напряженным. Осознание это подобно свету факела, пронизывающему темноту тела. Затем снова ощутите все свое тело. Спросите себя: "Как я чувствую себя в своем теле? Приятно ли мне расслабляться?" Затем отрегулируйте свою позу так, чтобы вам было более комфортабельно. Почувствуйте, что вас как бы тянут вверх с помощью веревки, прикрепленной к макушке вашей головы. Теперь переведите свое внимание с туловища к вашим ногам и почувствуйте контакт подошв с полом. Почувствуйте, что все ваше тело тянет вниз гравитация, и что все ваше напряжение от макушки вашей головы вытягивают вниз через ваши стопы в землю. В то же время, позволяя себе поддерживать расслабленную вертикальную позу, не выпускайте из внимания жизненные силы, которые движутся вверх через ваше тело. Учитывая эти несколько моментов, переходите затем к практике Сурья намаскар. Глубоко вдохните.

 

 

 

 

 

Поза № 1 Пранамасана или поза молящегося

 

Мантра для позы 1.

ОМ МИТРАЙА НАМАХА(приветствие всеобщему другу)

Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди. Пранамасана, как первая и последняя поза серии, отмечает начало и конец прохождения солнечного коридора от рассвета до сумерек. Если так, это представляет мир, спокойствие и красоту солнечных восходов и закатов. Это тишина двух духовных времен дня, когда силы тьмы и света, иды и пингалы поглощаются одна другою и создают третью силу сушумны, духовного света. Она позволяет нам найти наше внутреннее равновесие и баланс в начале нашего делового энергичного дня, представленного более динамичными и напряженными асанами, и таким образом быть способным к быстро меняющимся обстоятельствам, требующим от нас прежде всего активности. Следовательно, это создает ситуации для ментальной гибкости: от времени, когда мы можем быть в мире с самими собой, чтобы собрать наши ресурсы перед тем, как нырнуть в мир, до времени, когда мы выныриваем использовавшими имевшуюся у нас энергию в дневной активности. Когда асана выполнена с выдохом, это показывает, с одной стороны, на погруженность и, с другой стороны, на отдавание себя миру.

Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.

Точка концентрации 4-я чакра                                                                        Точка концентрации 5-я чакра

 

 

 

Поза № 2 Хаста уттанасана или поза с поднятыми руками

 

Мантра для позы 2.

ОМ РАВАЙА НАМАХА(приветствие светящему)

Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на кривизну верхней части спины.

К хаста уттанасане, в которой наши руки и голова вытянуты вверх, к их наивысшей точке, мы приходим от пранамасаны. От этой точки голова и тело будут постепенно двигаться по направлению вниз, так что к середине серии тело будет в наинизшей позиции, в то время как солнце в наивысшей. Хаста уттанасану можно понимать, как показывающую человека, впитывающего энергию только что взошедшего Солнца, но не только через дыхание, а через все поры тела. Эту энергию человек будет использовать, ныряя в деловую дневную жизнь, представленную следующей асаной – падахастасаной.

Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.

 

Поза № 3 Падахастасана или поза голова к ногам

 

Мантра для позы 3.

ОМ СУРЬЯЙА НАМАХА(приветствие тому, кто индуцирует активность)

Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.

Такие асаны, как падахастасана и парватасана, кажется, представляют погруженность внутрь, однако они скорее символизируют сосредоточенность, необходимую, чтобы довести до конца наши дневные обязанности, таким образом, смысл пратьяхары уменьшается. Они принимают меры для сохранения баланса при выходе вовне, характерном для дневной жизни. Падахастасана предшествует ашва санчаланасане, дающей нам ощущение взгляда изнутри для вдохновения и ответов на вопросы, с которыми мы должны встретиться прямо и смело в нашей дневной жизни. После того, как человек смотрит в небеса для вдохновения, он смотрит на землю для баланса и стабильности.

Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.

Точка концентрации 2-я чакра

 Точка концентрации 6-я чакра

 

Поза № 4 Ашва санчаланасана или поза всадника

 

Мантра для позы 4.

ОМ БХАГАВАТЕ НАМАХА(приветствие тому, кто озаряет)

Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.

Ашва санчаланасана представляет силу и мужество, требуемые для встречи проблем жизни и для уверенности, чтобы восстать после самопогружения внутрь и войти в контакт с внутренним гидом (аджной).

Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.

 

Точка концентрации 5-я чакра

  3-я чакра

 

 Поза № 5 Парватасана или поза горы

 

Мантра для позы 5. 

5.ОМ КХИГАЙА НАМАХА(приветствие тому, кто движется через небо)

Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи.

 

Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.

 

 


Поза № 6 Аштанга намаскара или "приветствие восемью членами тела"

 

Мантра для позы 6.

ОМ ПУШНЕ НАМАХА(приветствие дающему силу и питание)

Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.

Аштанга намаскара представляет энергию человека при его низшей точке отлива. Когда солнце находится в экстремальной точке, неважно в полдень или в полночь, человек находится в своем уязвимом периоде. Для него это время инерции, тамаса, когда большинство людей испытывают потребность в отдыхе или сне. Как таковая эта асана представляет людей совершенно сдающимися перед силой полуденного Солнца

 

Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.

 

Поза № 7 Бхуджангасана или поза змеи

 

Мантра для позы 7.

ОМ ХИРАНЬЯ ГАРБХАЙА НАМАХА(приветствие золотой космической личности)

Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед.

Бхуджангасана представляет пробуждение человека от его сна, восставание от невежества к знанию, пробуждение раджаса, жизненной энергии от инерции и тамаса. Когда змея, представляющая мудрость, встает, человек начинает подъем назад к духовности, гармоническому саттвическому состоянию. Мы видим, что синхронизированные с движением физического Солнца через различные ступени неба асаны могут представлять состояния жизненной энергии человека, пингала нади, от его пика на рассвете до его нижней точки в полдень (или полночь) и снова к пику в сумерки.

 

Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.

 Точка концентрации 5-я чакра

Точка концентрации 2-я чакра

 

Поза № 8 Парватасана или поза горы

 

Мантра для позы 8.

ОМ МАРИЧАЙА НАМАХА(приветствие лучам Солнца)

Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу.

 

Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.

 

 

Поза № 9 Ашва санчаланасана или поза всадника

 

Мантра для позы 9.

ОМ АДИТЬЯЙА НАМАХА(приветствие сыну Адити)

Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4.Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.Точка концентрации 6-я чакра

 

Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.

 

 

 

 

 

Поза № 10 Падахастасана или поза голова к ногам

 

Мантра для позы 10.

ОМ САВИТРИ НАМАХА(приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)

Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану. Точка концентрации 2-я чакра

Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.

 

 

Поза № 11 Хаста уттанасана или поза с поднятыми руками

 

Мантра для позы 11.

ОМ АРКАЙА НАМАХА(приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия.

Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану.Точка концентрации 5-я чакра

 

 

 

Поза № 12 Пранамасана или поза молящегося

 

Мантра для позы 12.

ОМ БХАСКАРАЙА НАМАХА(приветствие тому, кто ведет к просветлению)

 

Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе № 1.Точка концентрации 4-я чакра

В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.

 

Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии

 

Замечание:

Здесь описана половина раунда Сурья намаскар. Чтобы закончить другую половину, надо выполнять те же движения, только изменить в позе № 4 ногу, идущую назад первой (вместо правой - левую), а в позе № 9 — вместо левой - правую. Таким образом, полный раунд содержит 24 движения, два сета по 12, дающих равновесие каждой стороне в каждой половине раунда. Когда завершены 12 позиций, вдохнуть, опуская руки по швам, и затем приступать ко второй половине практики с выдохом.

Один полный раунд содержит 24 асаны. В идеальном случае все должно выполняться в непрерывном плавном потоке и, исключая аштанга намаскара, каждая асана должна сменяться под каждое дыхание.

Конечно, если вы устаете на протяжении раунда, отдыхайте после 12 позиций, делая полное дыхание вдох, выдох, вдох, прежде чем приступать ко второй половине. Если вы нуждаетесь, делайте больше дыханий. То же самое можно делать после каждой асаны и между раундами, используя время отдыха для наблюдения за ощущениями тела и корректировки позы. Спросите себя: "Как я себя чувствую?" И приведите себя в порядок, так чтобы вы чувствовали комфорт, уверившись, что дыхание стало медленным и расслабленным и можно идти дальше.

 

После завершения практики Сурья намаскар встаньте прямо и сделайте несколько глубоких дыханий. Затем лягте горизонтально на спину в шавасану. Ваши стопы должны быть слегка разведены, руки не касаются тела, с ладонями, расположенными вверх, а глаза мягко прикрыты. Найдите удобное положение тела, затем расслабьтесь и совершенно успокойтесь.

Теперь перенесите внимание на стопы. Не делайте движений и не напрягайтесь, просто наблюдайте за ними. Старайтесь чувствовать, которая из них напряжена, и если вы обнаружили напряжение, сознательно расслабьте его.

Когда ваши стопы стали совершенно расслаблены, медленно поднимайте внимание вверх на лодыжки и голени. Расслабьте эту часть таким же образом и продолжайте перемещать ваше внимание вверх на колени, бедра, ягодицы. Остановитесь на мгновение и почувствуйте, что все ваше тело от талии и вниз расслаблено.

Затем постепенно продвигайтесь вверх и шаг за шагом расслабляйте нижнюю часть живота, среднюю часть живота, верх живота, грудную клетку, спину, кисти рук, предплечья, локти, плечи и ключицы. Снова пауза, чтобы убедиться, что все тело от ключиц вниз полностью расслаблено. Если вы обнаружите напряжение в какой-либо части, просто остановите осознание на нем на несколько мгновений, и напряжение пройдет.

Далее движемся по гортани, подбородку, рту, носу, щекам, ушам, глазам, лбу, по макушке головы, по затылку, по всей голове. В заключение окидываем вниманием все тело. Наблюдение должно быть всепроникающим, всеохватывающим, но без движения или напряжения какой-либо части тела. Ваше тело должно ощущаться безвольным и безжизненным, подобным трупу. Это состояние тотальной расслабленности и есть шавасана. Весь процесс от стоп до головы займет всего несколько минут. Повторите его столько раз, сколько необходимо, чтобы войти в умиротворенное состояние.

 

В нашем теле много тонких каналов, через которые течет прана или жизненная энергия. Мы обычно не наблюдаем этих движений, следуя за облеченным в некоторую определенную форму состоянием нашего ума, но после отзывания назад сознания и фиксации его на дыхании, особенно после Сурья намаскар, мы можем развить способность постигать и понимать работу этих сил, которые представляют в нас здоровье, активность (ментальную, также как и физическую) и жизнь саму по себе.

Пока вы лежите в шавасане с полностью успокоенным телом, наблюдайте за своим естественным дыханием. Ни в коем случае не вмешивайтесь в дыхание, просто переведите свое внимание с тела на дыхание.

Чувствуйте каждое дыхание с полным и всеобщим вниманием – расширение и опадание легких, поднимание и опускание живота. Не пропускайте ни одного дыхания и скоро вы найдете, что все ваше сознание стало расслабленным и поглощенным процессом дыхания.

Теперь вы готовы начать наблюдение за психическим дыханием. Перенесите ваше сознание на пупок и, когда вы вдыхаете, представьте себе, что прана движется вверх через специальный проход к гортани. На выдохе прана возвращается назад по проходу к пупку. Вы должны вообразить маленький проход между пупком и гортанью, через который воздух движется.

Теперь начинаем счет дыханий от пупка к гортани и обратно. Начинаем с 50 и считаем назад до 0. Каждый завершенный вдох и выдох считается одним раундом. Если вы ошиблись, возвратитесь назад и начните снова.

 

Переменное дыхание через ноздрю

Теперь оставляем наше наблюдение за психическим проходом между пупком и гортанью и начинаем наблюдать за дыханием в носу, исключая все иное. Когда вы вдыхаете, концентрируйтесь на левой ноздре и чувствуйте воздух проходящим только по левой стороне. Когда вы выдыхаете, концентрируйтесь на правой ноздре и чувствуйте воздух выходящим только через правую сторону. На следующем вдохе поддерживайте внимание на правой ноздре, затем с выдохом на левой. Затем снова левая – вдох, правая – выдох и т.д. Начинаем считать: левая вдох, правая выдох – 50, правая вдох, левая выдох – 49 и так до 0. Когда вы закончите этот счет, переведите ваше внимание снова на тело. Затем мысленно пропойте 3 раза: "Ом". Сядьте и откройте глаза.

 


МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ СЕМИ ЧАКР