ЙОГА

ЙОГА И МЕДИТАЦИЯ

МАНТРА ДЛЯ ПРАКТИКИ ХАТХА ЙОГИ  МУЗЫКА ДЛЯ ПРАКТИКИ 

МАНТРА ДЛЯ ПРАКТИКИ КУНДАЛИНИ ЙОГИ  МАНТРА КУНДАЛИНИ ПРОСЛУШАТЬ

МАНТРА ДЛЯ ПРАКТИКИ СУРЬЯ НАМАСКАР  МАНТРА ДЛЯ ПРАКТИКИ СУРЬЯ НАМАСКАР ПОСЛУШАТЬ

В духовном мире, как и в физическом, вершины можно достичь разными путями. Один путь может быть длинным, другой коротким, один извилистым и сложным, другой прямым и легким, - но, несмотря на это, каждая из этих дорог ведет к вершине. В поисках духовного знания существует много методов, средств и способов, помогающих постичь на опыте скрытую суть нашего бытия и направить ум, который бьется в паутине мирских удовольствий, к самому источнику его существования - Атману, или душе.
Йога - путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою души, которая есть суть нашего существа. К сожалению, многие люди, не постигшие глубины йоги, считают этот духовный путь самореализации просто физической дисциплиной, а практику хатха-йоги - только формой гимнастики. Но йога есть нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает человека во всей его целостности на клеточном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях. 
Быть полностью единым означает объединить себя всего, от поверхности тела до глубины души, а так же жить в единстве со своими ближними и окружением.
Единение есть медитация, а медитация есть единение. Не добившиеся единения не могут говорить о медитации, так же как не имеющие опыта медитации не могут сказать, что такое единение. Эти два понятия взаимосвязаны и взаимодействуют. Если вы и я достигли единения, то и ваш и мой ум спокойны, хотя мы готовы к действию и полностью осознаем то, что происходит вокруг. Когда время от времени осознание действительности нарушается, это состояние называют рассеянностью, а приведение рассеянного ума снова и снова к точке фокуса - концентрацией. Но если это бдительное состояние молчания, которое обычно длится всего лишь мгновение, продолжается очень долгое время, это - медитация.
Когда удерживается такая непрерывная осознанность единства тела, ума и души, исчезает ощущение прошлого и будущего; время становится вечностью, и, когда вечность соприкасается со временем, вечными становимся мы с вами. Это и есть единение.

Йога есть единство

Йога означает единение. Единение индивидуальной души с Абсолютным Духом есть йога. Йога является единением тела с умом, а ума - с душой.
Учение йоги помогает нам содержать тело как храм, таким образом, что оно становится таким же чистым, как душа. Тело лениво, ум подвижен, а душа излучает свет. Практика йоги развивает тело до уровня подвижности ума так, что и тело и ум становятся подвижными, а затем направляет их к свету души.
Философы, святые и мудрецы говорят, что существуют различные пути, ведущие к конечной цели - прозрению души. Наука разума называется раджа-йогой, наука знания - джняна-йогой, наука долга - карма-йогой, а наука воли - хатха-йогой. Для авторов древних текстов эти названия были подобны клавишам на клавиатуре. На клавиатуре много клавиш, но музыка одна. Аналогично, существует много слов, которыми отдельные люди выражают свой личный подход к йоге и те конкретные пути, с помощью которых они достигают высшей точки своего искусства, но йога остается единой, как един Бог, хотя люди разных стран называют Его разными именами.
Те, кто подходит к йоге с интеллектуальных позиций, говорят, что раджа-йога духовна, а хатха-йога - это просто физическая подготовка. Это совершенно неверное представление. Так же как все пути ведут к одной цели, хатха-йога тоже ведет к прозрению души. Много ли из тех, кто делает такие различия между хатха-йогой и раджа-йогой, серьезно изучили "Хатха Йога Прадипику" или другие священные тексты хат-ха-йоги? И многие ли внимательно прочитали "Йога Сутры" Патанджали, являющиеся главным источником раджа-йоги? Знают ли они, что в последней главе "Хатха Йога Прадипики", озаглавленной "Самадхи Пада", говорится о состоянии самадхи, единении с Высшим Духом? А что есть кульминация раджа-йоги? Тоже самадхи. В чем же различие между этими двумя направлениями йоги?
Если мы рассмотрим слово "хатха" с психологической, а не с физиологической точки зрения, нам станет понятно, что хатха-йога не только физическая дисциплина, но и духовная. "Ха" означает "Солнце", то есть солнце вашего тела или, иначе говоря, вашу душу; а "тха" означает "Луна" - ваше сознание. Солнце светит одинаково, тогда как луна каждый месяц убывает и прибывает, становится тонким месяцем и полной луной. Так и солнце в нас, то есть душа, никогда не увядает, а разум, или сознание, черпающий энергию из души, подвержен колебаниям, модуляциям, настроениям, подъемам и спадам, подобно фазам луны; он похож на ртуть, и, как ртуть трудно удержать в руке, так и нам сложно сдерживать наш разум. Тем не менее, когда сознание и тело объединены друг с другом, энергия сознания становится спокойной, а когда успокаивается энергия сознания, само сознание становится спокойным, а душа наполняет все тело целиком.
В "Хатха Йога Прадипике" говорится, что йога есть "прана-вритти-ниродха", т.е. успокоение колебаний дыхания. Патанджали в "Йога Сутрах" говорит, что йога есть "читта-вритти-ниродха", т.е. успокоение колебаний ума. За долю секунды ум может следовать во многих направлениях. Его движения очень быстры и разнообразны. Но дыхание не может сразу следовать в нескольких направлениях. У него есть единственный путь: вдох и выдох. Оно может приостанавливаться в момент задержки, но оно не может быть множественным, как ум. Согласно "Хатха Йога Прадипике", управление дыханием и наблюдение за его ритмом ведет к успокоению сознания. Таким образом, хотя "Хатха Йога Прадипика" начинается с контроля над праной, дыханием или энергией, а "Йога Сутры" Патанджали - с управления сознанием, они встречаются в определенной точке, и в конечном счете между ними нет различий. Управляя дыханием, вы контролируете сознание, а, управляя сознанием, вы делаете дыхание ритмичным.
Как воск сливается с огнем, так и разум поглощается пламенем души. Это - вершина хатха-йоги. В священной книге говорится, что единение ума и души есть хатха-йога. Раджа-йога тоже есть единение ума и души, так что между ними нет разницы. Йога едина.
Практика йоги - это то, что объединяет тело и ум. Для развитого человека это означает также единение ума и рассудка, а для тех, кто идет еще глубже, - союз тела, ума и рассудка с глубинами души.
Традиционно йога делится на восемь частей или аспектов, которые называются яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи. 
Кроме того, йогу можно рассматривать как состоящую из трех слоев: внешнего, внутреннего и сокровенного, или физического, ментального и духовного. Тогда восемь частей йоги можно разделить на три группы. Яма и нияма представляют собой социальные и личностные этические учения; асана, пранаяма и пратьяхара ведут к развитию личности, к пониманию себя; дхарана, дхияна и самадхи являются результатами йоги, приносящими опыт прозрения души, но по сути своей они не входят в ее практику.
Хотя на Западе йога часто рассматривается только как физическая культура, она является также физио-психологическим и психо-духовным учением. Это наука, которая освобождает ум от оков тела и ведет его к Душе. Когда ум достигает души и сливается с ней, душа освобождается и пребывает с этого момента в покое и блаженстве. Если птицу держат в клетке, она не может летать. В тот момент, когда клетку открывают, птица вылетает наружу и обретает свободу. Человек достигает такой же свободы, когда его ум освобождается от телесной зависимости и обретает покой в лоне души.
Первый уровень йоги - это то, что следует делать, и то, чего надо избегать. Нияма учит нас тому, что следует делать для процветания личности и общества, а яма - чего следует избегать, так как это приносит вред личности и обществу. Они представляют собой этические законы, которые человечество чтит с незапамятных времен. Яма и нияма одинаковы повсюду в мире, независимо от того западная это цивилизация чтит с незапамятных времен. Яма и нияма одинаковы повсюду в мире, независимо от того западная это цивилизация или восточная, северная или южная.
Следуя этим традиционным заповедям, мы идем по пути индивидуального развития через взаимопроникновение тела и ума, ума и души. Это второй уровень йоги - садхана, или практика, который включает асану, пранаяму и пратьяхару. Асана - это практика различных поз тела. Пранаяма - наука о дыхании. Пратьяхара - это либо успокоение чувств и удержание их в пассивном состоянии, либо направление чувств внутрь, с тем, чтобы они могли проникнуть в самую суть нашего существа.
Третий уровень йоги описывается Патанджали (основатель философии 
йоги, автор "Йога Сутр") в "Йога Сутрах" как богатство йоги. Это результат, или плод садханы, который состоит из дхараны, дхияны и самадхи. Дхарана есть концентрация или полное внимание. Дхияна есть медитация. Самадхи - вершина йоги, это состояние блаженства и единства с Абсолютным Духом. Если вы ухаживаете за деревом когда оно растет, в надлежащий момент оно зацветает, а естественной кульминацией его развития будет плод. Подобным же образом, практика йоги, рано или поздно, достигает кульминации в духовном аромате свободы и блаженства. Как сущность дерева сосредоточена в его плодах, так и вся суть вашей практики содержится в ее плодах свободы, гармонии, мира и блаженства.

Дерево йоги

Когда вы выращиваете дерево, вы сначала выкапываете яму, выбираете из нее камни и сорняки, разрыхляете землю. Затем вы кладете в землю семя и прикрываете его рыхлой землей, осторожно, чтобы, когда семя раскроется, тяжесть земли не повредила его. Наконец, вы немного поливаете семя водой и ждете, пока оно прорастет. Через пару дней семя становится ростком, и из него появляется стебель. Затем стебель делится на две веточки, и на нем появляются первые листки. Он постепенно превращается в ствол и выпускает во всех направлениях ветви, покрытые богатой листвой.
Подобной заботы требует и дерево нашей внутренней сути. Мудрецы прошлого, испытавшие прозрение души, обнаружили семя этого дерева в йоге. Это семя состоит из восьми долей, из которых, как при росте дерева, возникают восемь частей йоги.
Корнем дерева является яма, которая заключается в пяти принципах: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (свобода от алчности), брахмачарья (контроль над чувственными удовольствиями) и апариграха (свобода от жадности и обладания вещами сверх потребностей). Соблюдение принципов ямы дисциплинирует пять органов действия - руки, ноги, рот, половые органы и органы выделения. Естественно, органы действия управляют органами чувств и разумом: например, если кто-то хочет навредить, а органы действия отказываются делать это, вред не будет причинен. Поэтому йоги начинают с контроля над органами действия, а яма является корнем дерева йоги.
Затем идет ствол, который можно сравнить с принципами ниямы: шауча (чистота), сантоша (довольство), тапас (пылкое стремление), свадхьяя (самоизучение) и Ишвара-пранидхана (самоотдача). Эти пять принципов ниямы контролируют органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.
От ствола дерева отходят ветви. Одни из них очень длинные, другие растут в стороны, одни искривленные, другие прямые и так далее. Эти ветви - асаны, различные позы, приводящие физические и физиологические функции тела в гармонию с психологическим образцом учения йоги.
На ветвях растут листья, которые, взаимодействуя с воздухом, снабжают энергией все дерево. Листья поглощают воздух и передают его к внутренним частям дерева. Листья соответствуют пранаяме, науке о дыхании, которая связывает макрокосм с микрокосмом, и наоборот. Обратите внимание, насколько похожи на дерево наши легкие, если посмотреть на их перевернутое изображение. Пранаяма приводит в гармоничное состояние дыхательную и кровеносную системы.
Владение асанами и пранаямой помогает практикующему достичь независимости разума от тела, а это автоматически ведет к концентрации и медитации. Ветви дерева полностью покрыты корой. Без защиты коры дерево было бы целиком съедено червями. Этот покров защищает поток энергии в дереве между листьями и корнем. Кора соответствует пратьяхаре, представляющей собой движение чувств внутрь, от поверхности кожи к внутренней сути.
Сок дерева, который переносит энергию в этом внутреннем путешествии, есть дхарана. Дхарана, концентрация, - это сосредоточение внимания на сути бытия.
Сок дерева связывает каждую клеточку листа с каждой клеткой корня. Опыт такого единства бытия, от периферии до самого центра, когда наблюдатель и наблюдаемое становятся одним целым, достигается в медитации. Когда дерево здорово и его энергетический обмен совершенен, на нем распускаются цветы. Дхияна, медитация - это цветок дерева йоги.
Наконец, когда цветок превращается в плод, наступает самадхи. Как сутью дерева являются его плоды, так суть практики йоги - свобода, равновесие, мир и блаженство самадхи, где тело, разум и душа объединяются и сливаются с Абсолютным Духом.

Личность и общество


Йога способствует физическому, умственному, эмоциональному и духовному росту. Она предназначена для всего человечества. Вот почему ее называют сарвабхаума - всемирная культура. Но йога не кончается тогда, когда вы достигаете в себе единения. Достигнув определенной дисциплины тела, ума, чувств, рассудка и сознания, йог должен жить в мире, не будучи вовлеченным в свои действия. Это называется совершенством действия, что совсем не означает обычную ловкость. Совершенство - это выполнение действий без ожидания от них результатов, хороших или плохих. Йогические действия характеризуются не достоинствами и недостатками, а чистотой и божественностью.
Необходимо достичь полного равновесия между философией и практической жизнью. Если вы способны научиться этому, вы философ-практик. Философствовать на отвлеченные темы - не самое большое достижение. Философы - это мечтатели. Но мы должны ввести нашу философию в повседневную жизнь, с тем чтобы она руководила нами в радостях и невзгодах жизни. Будучи искренними в нашем собственном развитии, не оставляя нашего индивидуального духовного пути, способны ли мы в то же время счастливо жить в обществе? В этом и заключается практическая философия.
Йога, в первую очередь, ориентирована на индивидуальное развитие, но развитие личности определяет развитие групп людей и общества. Если сто человек занимаются йогой и они выглядят здоровыми, окружающие начнут спрашивать, как они этого добиваются. Таким образом, число практикующих растет, и очень скоро к ним присоединяется еще пара сотен человек. 
Почему вы озабочены насилием в окружающем мире? Почему вы не думаете о насилии в себе? Каждый из нас должен работать над собой, потому что без дисциплины ни мы, ни мир не могут стать свободными. Только дисциплина приносит подлинную свободу. Если вы хотите стать здоровыми, неужели вы думаете, что сможете добиться этого без дисциплины? Умеренность является обязательной стороной жизни. Вот почему йога начинается с норм поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Недисциплинированный человек не религиозен. Дисциплинированный человек подлинно религиозен. Здоровье религиозно, а болезнь прямо противоположна религиозности.
Религиозная жизнь не означает отрешенности от повседневной жизни. Напротив, мы должны сделать нашу жизнь гармоничной. Обстоятельства жизни способствуют нашему развитию, а не разрушению. Нам часто кажется, что обстоятельства противодействуют нашей личной жизни. Но разве я не могу жить в добродетели, даже если другие проводят время в публичных домах? Или предположим, что есть десять пьющих человек. Я сам не пью, но эти десять человек - мои друзья. Если они предлагают мне выпить, а я говорю: "Нет, меня это не интересует", они будут надо мной смеяться. Поэтому я говорю: "Я приду. Я буду пить фруктовый сок, а вы - спиртное". Что это означает? Это значит, что я могу понять их. Я с ними, но я и не с ними. Я присутствую, но в то же время и отсутствую. Это называется равновесием. Если мы способны так жить, это - религия.
Индивидуальный рост - это наша обязанность, и йога способствует развитию каждой личности. Но ваше тело представляет собой образ окружающего вас мира: это большой интернациональный клуб. В нашем теле около трех сотен суставов, а это значит, что в одном теле объединены триста членов интернационального клуба. Если измерить длину всех артерий, вен и крохотных кровеносных сосудов, то общая протяженность системы кровообращения составит 96 тысяч километров, а биологическая энергия движется по 16 тысячам километров нашей нервной системы. Общая поверхность легких сравнима по площади с теннисным кортом. Мозг состоит из четырех долей. И в самом деле, один человек объединяет в себе большой интернациональный клуб. Йога помогает скоординировать все эти части, чтобы они работали в гармонии и согласии. Йога воздействует на нашу совесть. Йога воздействует на наше сознание. Йога влияет на наш рассудок и на наши чувства. Йога воздействует на наше тело и органы восприятия. Именно поэтому она считается всемирным искусством. 
Когда ваши тело, ум и душа наполнены здоровьем и гармонией, вы приносите гармонию и здоровье каждому, кто находится рядом с вами, и всему миру в целом - не отрекаясь от мира, но ощущая себя здоровым живым органом тела человечества.

Восток и Запад

Иногда утверждают, что тело, мышцы или анатомия индийцев и людей Запада различны и что йога непригодна для западных людей. Но разве существует английский рак, итальянский рак или индийский рак, или все-таки это одна и та же болезнь? Страдания человека одинаковы независимо от того, живет он в Индии или на Западе; телесные недуги одни и те же; душевные болезни тоже одинаковы. Называть себя человеком Запада так, как будто между западными и восточными людьми есть разница, - все равно что утверждать, что есть разница между западными и восточными раковыми заболеваниями. Болезни являются общими для всех людей, и йога способна вылечить эти болезни. Нигде в древних текстах не говорится, что йога предназначена только для индусов. Наоборот, Патанджали говорит о йоге как о "сарвабхауме". "Бхаума" означает "мир", а "сарва" - "все". Йога является всемирной культурой. Так же, как она воздействует на человека в целом, она предназначена для развития всего человечества на физическом, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях. Две с половиной тысячи лет тому назад Патанджали не разделял мир на Восток и Запад. Почему же мы должны делать это сегодня?
Люди иногда говорят мне, что все дело в питании; что йогой нельзя заниматься, если ты не вегетарианец, и что в западной культуре или в условиях западного климата это невозможно. Эта теория оказалась несостоятельной, поскольку многие люди на Западе перешли на вегетарианскую диету, так как вегетарианство ведет к уменьшению насилия. Более того, даже вегетарианцы в Индии так же тугоподвижны, как и европейцы, которые едят мясо. Естественно, индийцы легко выполняют позы со скрещенными ногами, но существует много других поз, которые они не могут выполнить. Не обманывайтесь рассуждениями о том, что индусы более подвижны, раз они умеют сидеть в позе лотоса. Причина только в том, что они всю свою жизнь сидят на полу, а вы на стульях.
В продолжение разговора о питании: все зависит от целей ваших занятий йогой. Патанджали делит пять аспектов ниямы на две группы. С одной стороны, шауча и сантоша, физическое здоровье и довольство ума. С другой стороны, тапас, свадхьяя и Ишвара-пранидхана - горячее стремление к духовному развитию, самоизучение и самоотдача Богу. Первая часть ниямы, включающая шаучу и сантошу, позволяет наслаждаться удовольствиями мира и свободой, от болезней. Вторая часть, состоящая из тапаса, свадхьяи и Ишвара-пранидханы, считается "священной" йогой и позволяет достичь высшего состояния, быть свободным и совершенно независимым от механизмов тела, стать одним целым с душой. Патанджали называет эти два уровня соответственно "бхога" и "апаварга". "Бхога" означает наслаждаться не болея, а "апаварга" - свободу и блаженство. Согласно Патанджали, для здоровья и счастья пища не имеет большого значения. Но если вы хотите достичь духовного здоровья, правильное питание необходимо для успокоения ума. Что посеете, то и пожнете. Разум является продуктом пищи, поэтому характер пищи влияет на ум. Таким образом, питание ограничивается при духовной практике, но не в тех случаях, когда ваша цель лишь здоровье и счастье. Дело не в различиях между Западом и Востоком; дело в духовном уровне, которого вы хотите достичь.
Йога предназначена для индивидуального развития и устранения физических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных недостатков. Ее цель - устранение отклонений и болезней, страданий и невзгод. Разве заболевания различны в разных культурах? Разве они присущи обществу, а не личности?
Йога универсальна, - она предназначена не только для индийцев. В тот момент, когда вы говорите, что вы западный или восточный человек, болезнь Запада или Востока уже развивается в вас. Ваша главная проблема - представление о том, что вы в чем-то несовершенны. В тот момент, когда вы начинаете об этом думать, болезнь пускает свои корни. Поэтому не связывайте различия между людьми со странами, в которых они живут. Занимайтесь йогой во имя самих занятий и наслаждайтесь ее плодами!
Во второй главе "Йога Сутр" Патанджали говорит об авидье и асмите, неведении и гордости, которые представляют собой интеллектуальные недостатки; о pare и двеше, желании и отвращении, которые являются эмоциональными недостатками; и об абхинивеше, страхе смерти, который является инстинктивным недостатком ("Йога Сутры", II, 3-9). Воспитывая тело, разум и сознание, человек преодолевает недостатки интеллекта, приводит в равновесие эмоции и усиливает свою интуицию. Йога ведет к такому счастью, когда человек становится свободным от недостатков рассудка, эмоций и инстинктов. Различные книги, рассказывающие о йоге, выделяют ее отдельные аспекты, но все они описывают один и тот же процесс духовного развития.
Не делайте различий, утверждая, что вы занимаетесь "лучшей" йогой, чем эта, или "худшей" йогой, чем та. Йога едина, как един мир и как едины люди в этом мире. Вы становитесь итальянцем или американцем только потому, что родились и живете в Италии или Америке. Я родился и живу в Индии, поэтому я индиец, но между нами, как между человеческими существами, нет различий. Так же и в йоге: одни выбирают один путь для того, чтобы достичь самореализации, а другие - другой, но я утверждаю, что нет абсолютно никакого различия между разными направлениями йоги.
Во многих религиозных практиках есть медитация и различные методы работы с эмоциями и желаниями. Вы могли слышать о медитации в дзен-буддизме и решить, что она как-то отличается от медитации в йоге. Но медитацию нельзя назвать индуистской, дзенбуддистской или трансцендентальной. Медитация - это просто медитация. Вспомним, что Будда родился в Индии и тоже изучал йогу. Говоря о йоге, мы отмечаем, что она является одной из шести систем индийской философии. Следовательно, она связана с индуизмом, в то время как дзен связан с буддизмом; отсюда возникают различия во мнениях и фракционные споры. Но йога - дар всему человечеству, а не только индуистам. Именно это и означает понятие сарвабхаума - йога представляет собой всемирную культуру, а не культуру индусов; то же касается и медитации.
Реки, текущие в наших странах, орошают наши земли и делают их плодородными; затем они впадают в моря и сливаются в один огромный океан. Так же все мы - человеческие существа, сотворенные Богом, и между нами нет никаких различий. Мы все едины. Методы духовного развития предназначены для эволюции людей во всем мире. И пусть принадлежность к разным странам не уводит вас от этого единства. Суть одна и та же. Рассматривайте суть и не отвлекайтесь на различия в словах, используемых для ее обозначения.



Старость

В жизни никогда не бывает слишком поздно заниматься йогой. Многие индийские йоги, на определенном жизненном этапе заявляют, что достигли состояния самадхи, так что им больше не нужна практика. Нельзя терять приобретенную остроту интеллекта, вот почему практику нужно продолжать.
Если у вас есть нож, которым вы не пользуетесь, что с ним происходит? Он ржавеет, не так ли? Если вы хотите им пользоваться, вам нужно его хорошо заточить. Если его затачивать регулярно, он всегда будет острым. Аналогичным образом, однажды испытав самадхи, как вы можете быть уверены, что всегда останетесь бдительными и знающими? Как вы можете утверждать, что сохраните это состояние без практики? Вы можете забыть и вернуться к удовольствиям вашей жизни, к тому, каким вы были раньше. Может ли танцор или исполнитель дать хороший концерт, если он не репетировал целый год? То же самое можно сказать и о йоге. Даже достигнув высочайшего уровня, в тот момент, когда человек думает, что достиг своей цели и ему больше не нужна практика, он становятся нестабильными. Чтобы сохранить стабильность, нужно продолжать практику. Сенситивность должна быть стабильной. Она поддерживается регулярной практикой.
Вам может быть пятьдесят или шестьдесят лет, и вы спрашиваете себя, не слишком ли поздно для вас начинать заниматься йогой. Часть вашего ума говорит: "Я хочу продолжать", а другая часть ума колеблется. Что это за часть ума, которая колеблется? Возможно, это страх. Что вызывает этот страх? Ум играет три шутки с нами. Одна его часть хочет продолжать, другая - колеблется, а третья порождает страх. Один и тот же ум является причиной всех трех состояний. Ствол тот же, но у дерева много ветвей. Ум тот же, но содержание ума противоречиво. И наша ярко реагирующая память тоже играет шутки, не давая возможности нашему рассудку сосредоточиться.
Почему старика волнует секс? Почему при этом ему в голову совсем не приходят мысли о его возрасте? Когда он видит молодую девушку, его ум приходит в смятение, хотя он, возможно, не имеет физической способности. В каком состоянии находится его ум? Он хотел бы обладать ею, не правда ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то еще, полезным для здоровья. Он скажет: "О нет, я слишком стар!" Так что ум является творцом, и ум является разрушителем. С одной стороны, он создает вас, а с другой - разрушает. Вы должны приказать разрушающей части ума успокоиться, и тогда вы начнете учиться.
Мы все склонны злоупотреблять вредными привычками. Для этого возраст не помеха, но он внезапно становится помехой, когда нужно сделать что-то полезное. Нам следует научиться "злоупотреблять" хорошими привычками! Вы часто говорите о разуме как о том, что выше материального, но как часто вы действуете в соответствии с этим принципом? Нам нужно просто глубоко нырнуть. Те, кто постигли жизнь и смерть, знают это. Мы ни плывем, ни тонем, но пребываем в каком-то промежуточном состоянии. Жизнь - это плавание, а смерть - погружение на дно. Если вы понимаете и то, и другое, у вас нет страха. Страх приходит от нежелания понять жизнь и смерть. Но почему мы не можем быть счастливы, когда приходит смерть? Страх говорит нам, что в старости болезни и страдания увеличиваются. Ваш ум говорит вам, что нужно было раньше начинать заниматься йогой или что в юности не стоило прекращать эти занятия, а нужно было продолжать заниматься. Теперь вы утверждаете, что слишком стары и, скорее всего, уже слишком поздно, поэтому вы и колеблетесь. Лучше просто начать, а начав, поддерживать регулярный ритм практики.
В определенном возрасте тело начинает ослабевать и, если вы ничего не делаете, кровь не поступает в те области тела, которые раньше ею снабжались. Выполняя асаны, кровь проникает в самые глубокие и далекие области тела, питая их, так что клетки всего тела остаются здоровыми. Но если вы говорите: "Нет, я стар", кровообращение естественным образом ухудшается. Если нет дождя, наступают засуха и голод, а если вы не занимаетесь йогой - если вы не орошаете свое тело, - вы привносите засуху и голод в ваше тело в виде неизлечимых болезней, вы просто принимаете их и готовитесь умереть.
Почему вы позволяете наступить засухе, если вы в состоянии орошать свое тело? Если бы вы вообще никак не могли ему помочь, тогда другое дело. Но раз вы имеете возможность снабдить свое тело свежей кровью, вам, безусловно, следует это делать. Бездействовать означает позволять силам нападения укрепляться, а силам сопротивления слабеть. Болезнь это наступательная сила; внутренняя энергия - сила, оборонительная. С возрастом оборонительная мощь уменьшается, а наступательная мощь увеличивается. Так болезнь проникает в наш организм. Тело, практикующее йогу, подобно крепости, поддерживающей в должном порядке свою оборонительную мощь, так что атакующая сила в форме болезней не может проникнуть внутрь него через кожу. Что вы предпочтете? Йога помогает поддерживать эту защитную мощь на оптимальном уровне - это то, что мы называем здоровьем.
Некоторые люди много говорят об опасностях, связанных с йогой и о риске получить травму. Но если вы невнимательно идете по улице, это тоже может стать причиной несчастного случая. Почему же никто не советует не ходить пешком? Люди умирают лежа на кровати. Следует ли из этого, что опасно спать на кроватях?
. Проблема заключается не в самом искусстве йоги, а в неопытности учителей, а также в нетерпении учеников. Если человек, который не умеет стоять, пытается ходить, он сломает ноги; подобное случается и в йоге. Например, в западных странах люди, прежде всего, хотят научиться выполнять падмасану, позу лотоса. Они говорят: "Я думаю, что могу ее сделать!" К сожалению, размышления происходят в голове, а действия в колене! Если вы не понимаете рассудка колена и заставляете его следовать пожеланиям мозга, колено сломается. Но если вы понимаете и причины скованности, и причины подвижности колена, шаг за шагом устраняете эту скованность и увеличивает степень подвижности, тогда нет никакой опасности. Если в йоге и случаются несчастные случаи, в этом виновата не йога - причина в агрессивности учеников, которые так поступают. Йогу нельзя взять приступом.

Смерть

Для йога смерть не важна; он не думает о том, когда он умрет. То, что произойдет с ним после смерти, для него несущественно. Его интересует только жизнь и как он может использовать ее для того, чтобы человечество стало лучше. Испытав в своей жизни много боли и научившись преодолевать страдания, он вырабатывает в себе сострадание, чтобы помогать обществу, и сохраняет самого себя в чистоте и святости. У йога нет интересов помимо этого.
Если бы мы все находились на одном и том же уровне развития, то в наших мыслях и поведении не было бы никаких различий. Тогда весь мир давным-давно пришел бы к покою. Но все мы разделены на части: физически, умственно, морально и духовно. Индусское мнение признает это различие уровней между людьми. Согласно ему, мы существуем с незапамятных времен и это различие возникает в соответствии с нашим прошлым прогрессом или замедлением в развитии. Новая жизнь является зерном, рожденным старым растением, и она отражает степень духовного развития этого растения.
Обыкновенный человек верит в непрерывное улучшение. Он похож на художника, который хочет улучшить качество своей жизни и стать лучше, чем он есть. Йог тоже знает, что он должен постоянно совершенствоваться. Он принимает смерть с радостью и верит в перерождение, поэтому он старается стать лучше и лучше в мыслях и в поступках. Когда зерно посеяно, из него вырастает растение и зрелое растение приносит новые семена для следующего урожая и жатвы. Поэтому йог совершенствует качество своей жизни таким образом, чтобы она дала добрые семена и его следующая жизнь принесла урожай духовного благоухания.


Вера

"Если вы не верите в Бога, верите ли вы в свое собственное существование? Раз вы верите в свое собственное существование, это значит, что вы хотите совершенствовать себя для того, чтобы сделать свою жизнь лучше. Так делайте это и, возможно, это приведет вас к высшему свету. Так что нет нужды для вас верить в Бога, но вы должны верить в самого себя".
Верите ли вы в самого себя? Верите ли вы в свое существование? Вы сейчас здесь или нет? Вы верите, что вы существуете, или вы верите в то, что ваше существование - просто сон? Этот самый опыт жизни требует, чтобы вы жили как более совершенный человек, чем вы есть. Это - божественная искра веры. Отсюда начинается все остальное.
Существует огромное различие между убеждением и верой. Вы можете быть убеждены в чем-то и не следовать этому, но вера есть нечто, что вы испытываете на своем опыте. Вы не можете ее игнорировать. Если вы игнорируете ее, это не вера. Убеждение объективно - вы можете принять его или отбросить. Но вера субъективна - вы не можете ее отбросить.
Вы - живой пример того, что вы живете. А раз вы живете, вы хотите совершенствоваться. Вы хотите быть лучше, чем вы есть. Это тот золотой витамин, который будет содействовать вашему прогрессу.
То, что вы сами существуете, есть вера. Это не убеждение, что вы живете. Само ваше существование является верой в то, что вы живете. Но зачем вы живете? Чтобы стать лучше. Иначе, вы можете умереть прямо сейчас! Попробуйте умереть! Пойдите и бросьтесь в океан! Почему вы не хотите этого делать? Потому что вам хочется жить. Зачем? Вот то, что вы должны узнать. Это вера.



Глубина асаны

Тело нельзя отделить от ума, а ум - от души. Никто не может определить границы между ними. В Индии асана никогда не считалась чисто физической практикой, как это считается на Западе. Но сейчас даже в Индии многие начинают так думать, перенимая западные идеи, которые возвращаются назад на Восток.
Когда умер Махатма Ганди, Джордж Бернард Шоу сказал, что, возможно, пройдет еще тысяча лет, прежде чем на Земле родится новый Махатма Ганди. Махатма Ганди не занимался йогой в ее полном объеме. Он следовал только двум принципам - ненасилию и правдивости, тем не менее, всего лишь при помощи этих двух принципов йоги, он преодолел свою природу и добился независимости Индии. Если всего лишь часть ямы смогла сделать Махатму Ганди столь великим, столь чистым, честным и божественным, - разве невозможно в таком случае использовать другой аспект йоги, асану, и достичь с его помощью величайшего уровня духовного развития? 

Когда мы начинаем выполнять асаны, мы только внешне копируем позу: наша работа в позе поверхностна. Такое действие называется конативным. Слово "конатус" означает усилие или импульс, эта способность к волевому действию является активной составляющей ума, включая желание и волевое усилие. Конативное действие является просто физическим действием на его самом простейшем уровне.
Затем, когда мы физически выполняем позу, внезапно кожа, глаза, уши, нос и язык - все наши органы чувств - ощущают то, что происходит с телом. Это называется когнитивным, познавательным действием: кожа познает и узнает действия тела.
Третья стадия, общение или объединение, наступает, когда ум наблюдает связь познаний кожи с конативным действием плоти и мы выполняем ментальное действие в асане. На этой стадии в работу включается ум; органы чувств направляют его к органам действия для осознания происходящего. Ум действует как мост между движениями мышц и органов чувств, включает в работу рассудок и соединяет его со всеми участками тела - тканями, волокнами, клетками, вплоть до мельчайших пор кожи. Когда в работу включается ум, возникает новая мысль. Мы внимательно наблюдаем и вспоминаем ощущения, возникающие при наших действиях. 
Мы чувствуем то, что происходит в нашем теле, и наша память говорит: "Что это такое, что я чувствую сейчас и не ощущал раньше?" Мы распознаем это посредством ума. Ум наблюдает и анализирует ощущения в теле впереди и сзади, внутри и снаружи. Эта стадия известна как рефлективное действие.
Наконец, когда достигается полнота ощущений в действии без каких-либо отклонений в степени растяжения мышц, конативное, когнитивное, ментальное и рефлективное действия сливаются воедино в полноте осознания от внутренней сути до поверхности кожи и от поверхности кожи до внутренней сути. В этом заключается духовная практика в йоге.
Тело состоит из трех слоев, каждый из которых в свою очередь включает несколько оболочек. Грубое тело, стхула-шарира, соответствует физической, или анатомической оболочке (аннамая-коша). Тонкое тело, или сукшма-шарира, состоит из физиологической оболочки (пранамая-коша), умственной оболочки (мано-мая-коша) и оболочки интеллекта (виджнянамая-коша). Тело, которое находится на самом глубоком уровне и от которого зависят все остальные, известно как каузальное тело, или карана-шарира. Это духовная оболочка блаженства (анандамая-коша). Когда все эти оболочки сливаются воедино с каждой из триллионов наших клеток, когда возникает единство от клетки до внутренней сути, от физического тела до сути нашего существа - тогда поза становится созерцательной и мы достигаем высшего состояния созерцания в асане.
Эта интеграция, описываемая Патанджали в третьей части "Йога Сутр". Интеграция означает единение тела (шарира-саЗйьяма), единение дыхания (прана-самьяма), единение ощущений (индрия-самьяма), единение ума (манах-самьяма), единение рассудка или высшего знания (буддхи-самьяма или джняна-самьяма) и, наконец, единение нашей внутренней сути со всем сущим (атма-самьяма).

 

Вот как нужно выполнять асаны. Это не может прийти за один день и даже за многие годы. Это процесс, который длится всю жизнь, при условии, что практикующий поддерживается "витаминами" йоги: верой, памятью, решимостью, поглощенностью и непрерывной осознанностью внимания. Это пять витаминов, необходимых в практике йоги. С помощью этих пяти качеств вы сможете покорить пять оболочек тела и стать единым целым с Абсолютной Сутью.
Поскольку йога означает единение, сведение воедино, то единение тела и ума, природы и предвидения, есть йога. Вне этого не существует ничего - хотя вне этого существует все!

Йога и аюрведическая медицина

Аюрведа представляет собой традиционную индийскую медицину. "Аюр" происходит от корня "аюх", означающего "жизнь", а "веда" - от глагола "вид", "знать", "понимать". Понимание своего тела, ума и души называют аюрведой.
Первоисточником аюрведы является "Атхарва Веда", которая, вместе с "Риг Ведой", "Сама Ведой" и "Яджур Ведой", составляет четыре Веды - священные тексты, лежащие в основе всей системы мысли и философии индуизма. Никто не знает, когда появились Веды. Они считаются апаурушейя: не сотворенными человеком. Йога - тоже апаурушейя. Поскольку эти науки не были сотворены человеком, они универсальны и предназначены для всего человечества. Создателем йоги был Брахма, из чего следует, что йога ровесница цивилизации. Аюрведа тоже является ровесницей человеческой цивилизации, матерью всех направлений медицины, как аллопатических, так и гомеопатических. В аюрведе можно найти и свойственные гомеопатии методы лечения, вызывающие симптомы, подобные признакам болезни, и присущие аллопатии лечебные средства, вызывающие симптомы, противоположные проявлениям болезни. Аюрведа использует обе эти методики.
В Ведах сказано: "Источником любого действия является совершенство тела". И далее: "Слабый не в состоянии испытать опыт души". Таким образом, тело является источником развития личности. Цели йоги и аюрведы почти совпадают. Они предназначены для самореализации. Единственным различием является то, что йога использует психодуховный путь, а аюр-веда - физическо-физиологический. Причинами болезней, согласно йоге, являются колебания ума, или читты. С другой стороны, по аюрведе, болезни вызываются дисбалансом элементов тела.
Пятью элементами, из которых состоит наше тело, являются земля, вода, воздух, огонь и эфир. Первым элементом является земля - основа для производства энергии. Когда энергия выработана, для ее распределения необходимо пространство, которым является последний элемент, эфир. Земля и эфир, производитель и распределитель энергии, сами по себе неизменны и вечны; они изменяются, когда начинают взаимодействовать с остальными тремя элементами: воздухом, огнем и водой. Аюрведа говорит о трех дошах, или качествах тела, которыми являются вата, питта и капха - соответственно, принципы воздуха, огня и воды в той форме, в какой они проявляют себя в нашем теле. Аюрведа объясняет, что дисбаланс вата, питта и капха нарушает равновесие в теле и приводит к появлению болезней.
Согласно философии йоги, нарушения в типах поведения людей происходят из-за неправильного соотношения трех гун, или качеств природы и ума. Мы встречали эти три качества в истории о Раване, Кум-бхакарне и Вибхишане. Это саттва, раджас и тамас, или свет, динамизм и инерция. Эти три качества природы возмущают ум, который, в свою очередь, приводит к нарушению функций тела. Практика асан и пранаямы предназначена для глубокого проникновения внутрь и для объединения всех частей тела воедино.
Между объяснениями причин болезней, приводимыми йогой и аюрведой, нет противоречия. В нашем организме около семисот мышц, трехсот суставов; общая длина вен, артерий и капилляров составляет 96 тысяч километров, а нервной системы - 16 тысяч. Человеческий организм является очень сложным устройством, поэтому так тяжело поддерживать все его части в надлежащем состоянии. Мы не знаем, сколько малых мышц помогают осуществить действие основной мышце; мы даже не знаем, как называются эти вспомогательные мышцы. Чтобы тело двигалось, в нем должен быть ток; это вата, движение ветра. Кровь должна циркулировать, и течение крови называют питой, элементом огня. Кровь наполняет различные области тела, и, по мере ее циркуляции, в теле вырабатываются разные виды химической энергии, которые в йоге называются оджас, или лучистость, а в аюрведе - теджас, или сияние. Это не что иное, как элемент огня, или электрическая энергия. Современная медицина тоже говорит об электрических импульсах, которые распространяются в нашей нервной системе. Наконец, капха, элемент воды, является смазкой нашего тела. Капха нужна нашему организму так же, как автомобилю нужно смазочное масло. Мы не смогли бы даже согнуться, если бы в наших суставах не было жидкости, обеспечивающей их движение.
Единственным различием между йогой и аюрведой является то, что йога требует огромной силы воли. Для того чтобы одержать победу над болезнями, вам необходимо производить собственную энергию. Поскольку многим людям недостает внутреннего потенциала для борьбы с болезнями, аюрведа помогает этому процессу, предлагая больным тонизирующие средства и витамины. Этими тонизирующими средствами являются лекарства минерального, растительного или животного происхождения. Раса, или вкус определенных тонизирующих средств, наполняет организм энергией. Сходным образом, в практике асан должны присутствовать расатмака-карма и расатмака-джняна (действие вкуса и знание вкуса). Во время выполнения асан и пранаямы в самом источнике своего тела вы должны ощущать сущность, или вкус энергии.
И йога, и аюрведа различают три вида недомоганий организма. Во-первых, человек сам может быть причиной своей болезни. Вполне естественно, что нам приходится расплачиваться за злоупотребления своим телом. Такие заболевания называются адхьятмика-рога. Во-вторых, существуют врожденные болезни, адхидайвика-рога, наследуемые детьми от своих родителей. Наконец, адхибхаутика-рога означает болезни, возникающие в результате дисбаланса в организме пяти элементов. Если в теле нарушено равновесие элемента земли, мы страдаем от запоров. Если возник дисбаланс элемента воды, человек заболевает водянкой или другой подобной болезнью. При нарушениях элемента огня возникают желудочные болезни, сопровождаемые ощущением жара в желудке. Дисбаланс элемента воздуха вызывает вздутие живота или ревматизм суставов. Если внезапно, без всякой видимой причины, ни с того ни с сего, ваше тело набирает или теряет вес, а затем возвращается к норме, это является признаком неуравновешенности эфирного элемента. Практика асан позволяет поддерживать равновесие всех пяти элементов и, таким образом, избегать болезней, входящих в группу адхибхаутика-рога.
Как в аюрведе, так и в йоге существуют витамины. Патанджали называет витаминами йоги веру, смелость, мужество, концентрацию и хорошую память, которые позволяют нам понимать и осознавать различия между тем, что происходит с нами сегодня, что было с нами вчера, что мы чувствовали позавчера и много дней назад. Эти качества являются пятью витаминами для практикующего йогу. Если вам не хватает этих витаминов, вы занимаетесь не йогой, а всего лишь бхогой. Бхога переводится как "удовлетворение". Вы помните, что нияма начинается с шаучи и сантошы. Шауча означает чистоплотность, а сантоша - довольство. Вместе они составляют бхогу, которую можно описать как здоровье тела и гармонию ума. Но Патанджали не останавливается только на шауче и сантоше. Он говорит также о тапасе, свадхьяе и Ишвара-пранидхане, которые ведут к освобождению души от телесной зависимости.
Аюрведа начинается с тела, а йога начинается с сознания. Однако, несмотря на различные начальные точки, обе они помогают поддерживать здоровье тела, и обе они являются мокша-шастрами, то есть учениями об освобождении.

Искусство исцеления

Основной целью йоги является достижение свободы и блаженства, а побочные результаты, которые вы достигаете на этом пути, включая физическое здоровье, для занимающегося йогой вторичны. Тем не менее мы можем видеть, как эти побочные результаты воплощаются в жизнь и как результаты занятий асанами и пранаямой проявляются в нашем теле, омолаживая все его клетки. Наблюдая, мы можем изучить, каким образом различные движения могут вызывать разнообразные физические и физиологические эффекты, мы приходим к пониманию того, что они являются способами влияния и на другие части тела.
Это традиционное знание, но связь с традицией была утеряна. Поэтому ученые и практикующие йогу должны возрождать ее. Причины потери этих связей - исторические, и нам следует о них знать. Одно время йогой в Индии занимались практически все. В те времена в Индии был мир - на нее никто не нападал. Но затем, в последнее тысячелетие, Индия стала жертвой многочисленных набегов и вторжений с севера, запада и востока и, наконец, даже с южной стороны, с моря. Ее культура, ее храмы и центры обучения были разрушены и уничтожены. Так погибли многие древние традиции, и наша связь с ними ослабла. Традиционно священное знание хранилось там, но оно было утеряно, и теперь мы должны постигать его заново. 
Практикующие йоги и ученые-исследователи обнаружили множество нитей, которые могут связать нас с утерянным знанием. Многие годы занимаясь асанами и пранаямой, достигнув оптимального возможного уровня в своей практике, работая и с удовольствием и с усердием, наблюдая собственные реакции и экспериментируя с ними, мы способны обнаружить в нашем теле меридианы и работать с ними самостоятельно, не надеясь, что кто-то поможет вам и исцелит вас. Йога представляет собой индивидуальное медицинское средство, воздействующее на многие жизненные центры тела.
Такие понятия, как иды пингалы и сушумны, основные энергетические каналы нашего тела. Их можно сопоставить с китайскими принципами инь и янь. Ида есть инь (женское начало), а пингала - янь (мужское начало). Эти энергетические каналы в определенных местах пересекаются; они проходят через весь организм, переплетаясь, и места их пересечения являются точками меридианов. Когда мы практикуем асаны и пранаяму, в этих центрах происходит обмен энергией между двумя каналами; эти центры играют роль накопителей энергии. Когда оптимальное положение нашего тела позволяет выровнять непрерывный поток энергии, который протекает по каналам ида и пингала, то при этом скрытая энергия, хранящаяся в центрах, высвобождается и исцеляет различные болезни, от которых страдает наше тело.
Когда вы достигли оптимально возможного правильного положения и совершенства в выполнении асан, тогда сознание наполнит каждую клетку вашего тела независимо от того, осознаете вы это или нет. Тем не менее осознанность просыпается, как только начинает действовать рассудок. Если вы заболели, вы знаете, что та часть тела, которая поражена болезнью, теряет свою чувствительность. Практика йоги дает множество различных способов, при помощи которых мы можем оживить ее. Когда мы выполняем розы йоги, энергия направляется в эти пораженные области.

Запомните, что знание и опыт, который вы сами испытали, в миллион раз более значим, чем накопленное и приобретенное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, тогда как накопленное знание, будучи объективным, часто вызывает сомнения. Поэтому учитесь, проверяйте на практике, изучайте заново, накапливайте свой собственный опыт, - и тогда вы сможете обучать уверенно, решительно и с полной ясностью

"Йога Сутры" Патанджали

Практикующим йогу очень трудно осознать всю ее глубину. Все мы знаем, что йога есть успокоение разума. В древние времена, когда великие мудрецы и йоги писали свои книги, они определяли цель в самом начале- своего обучения, а затем описывали методы успокоения ума, с тем чтобы достичь состояния внутренней тишины. Около двух с половиной тысяч лет назад Патанджали написал "Йога Сутры", состоящие из четырех глав, в которых собрано 196 сутр, или афоризмов; это полная методика, следуя которой любой человек может развиваться и достичь единства в себе самом.
В двух первых сутрах Патанджали говорит, что, когда ум успокоен, внутренняя суть пребывает в покое в своей обители. Если бы все было настолько просто, автор мог бы на этом и поставить точку. Но он, в дополнение к этим двум, дает еще сто девяносто четыре сутры, в которых описывает методы и способы достижения этого состояния. Он начинает с утверждения о том, что, когда ум успокоен, внутренняя суть покоится в своей обители. Но когда ум беспокоен, когда он блуждает и отвлекается на внешние объекты, наша внутренняя суть следует за нашим умом и поэтому не может пребывать в покое в своей обители.
В первой главе Патанджали описывает, каким образом ум отвлекается на то, что человек видит или слышит, как образуются колебания или потоки мыслей в уме. Он предлагает различные способы, при помощи которых можно успокоить эти колебания ума, учитывая индивидуальные способности и различные уровни развития человека, так что любой практикующий может найти подходящий метод для достижения единства ума, тела и души.
Колебание недисциплинированного ума зависит от привычек и поведения, поэтому Патанджали предлагает различные способы концентрации на Абсолютном Божественном Духе, на дыхании, на личностях, достигших освобождения путем йоги, или на чем-то еще, близком человеку по духу. Следуя этим методам йоги, практикующий развивает совершенствующийся ум, который четко анализирует и правильно рассуждает, а если он не взаимодействует с объектами внешнего мира - не анализирует и не рассуждает, а остается безмолвным. Когда развитый мозг успокаивается, практикующий погружается в блаженство, и в этом блаженстве он ощущает суть своего существа.
Более двух тысячелетий назад Патанджали осознавал важность человеческого мозга и описал его лобную долю как аналитический мозг, заднюю - как рассуждающий, нижнюю часть, как центр блаженства (что, кстати, подтверждается открытиями современной медицины, обнаружившей, что центром удовольствия и боли является гипоталамус, расположенный в основании мозга), а верхнюю часть мозга - как творческий разум, или центр созидательного сознания, источник существа, эго или гордыни, обитель индивидуальности.
Патанджали рассказывает о способах совершенствования мозга, когда все четыре его доли приводятся в пассивное состояние. Нужно сделать так, чтобы они стали объектами, подобно нашим рукам и ногам и успокаиваются. Когда они успокаиваются, в мозгу не происходит абсолютно никакого движения. Вместо направленности на внешний мир мозг обращается к внутреннему и начинает поиск своего источника. Все мы испытываем это пассивное состояние, когда спим, и наш мозг не активен. В этот момент мы теряем осознание себя. Философия йоги описывает это состояние как духовную равнину или духовную пустыню; в таком состоянии мы похожи на человека, который оказался на перекрестке и не знает, куда ему дальше идти, так как там нет никаких указателей. Это так же состояние мира и покоя.
Патанджали предостерегает об опасности попасться в ловушку этой тишины. Существует нечто вне ее, то, что называют местопребыванием самого сознания. Если вы успокоили сознание и вошли в это состояние, помните, что за этим следует падение, известное как йога-бхрашта, что означает "утративший благодать йоги". Это происходит, когда вы входите в это состояние и думаете, что достигли вершин йоги. Практика йоги должна продолжаться, так как, согласно Патанджали, она достигает своей кульминации в прозрении души. Поэтому путь йоги - это переход от колебаний к успокоению, от спокойствия к безмолвию и от безмолвия к прозрению души. С помощью настойчивых усилий и веры вам следует перенастроить ваш рассудок, преодолеть колебания сознания и выяснить, где эти колебания прекращаются. Когда вы достигнете этого состояния зрелого сознания, которое можно назвать "закаленным" или зрелым рассудком, прекратившим колебания, вы достигнете единения со свой внутрен рей сутью. Это называют нирбиджа-самадхи, или самадхи без семени.
Этот вывод завершает "Самадхи Паду", первую главу книги Патанджали, часть, предназначенную для людей, которые достигли такого уровня развития, когда они могут спокойно воспринимать любые обстоятельства. В ней четко оговаривается, что эта часть предназначена не для всех, но для людей, которые умеют сохранять ровное настроение в любых обстоятельствах. Она объясняет, как эти развитые души могут непрерывно сохранять эту зрелость в своей жизни.
Вторая глава предназначена для тех, кто еще не ступил или лишь недавно ступил на путь духовного развития. Она говорит о телесных недугах, вызывающих колебания ума. Болезни тела являются причиной колебаний ума, поэтому, сражаясь с болезнями тела, вы устраняете колебания- своего ума.
Йога есть единение. Вторая глава книги дает основу понимания того, что такое единение. Человек состоит из трех уровней: карана-шариры, или казуального тела, включающего духовную оболочку; сукшма-шариры, или тонкого тела, включающего физиологическую, психологическую и интеллектуальную оболочки; и стхула-шариры, или грубого тела, представляющего собой анатомическую оболочку. Сукшма-шарира, тонкое тело, расположена между двумя другими - она является мостом, соединяющим тело и душу. Согласно Патанджали, когда карана-шарира и стхула-шарира сливаются, противоречия между телом, разумом и душой исчезают.
В начале второй главы написано: "Тапах свадхьяя Ишварапранидханани крийяйогах": самодисциплина, самопознание и самоотдача Богу составляют йогу действия ("Йога Сутры", II, 1). Когда с помощью тапаса (рвения и самодисциплины, основанных на пылком желании) очищены тело, ум и чувства, когда посредством свадхьяи (самопостижения) достигнуто понимание своей сути - только тогда человек становится достойным Ишвара-пранидханы (самоотдачи Богу). Такой человек отбрасывает гордость и обретает смирение, и только такая смиренная душа достойна следовать бхакти-марге, которая есть путь преданности.
Таким образом, Патанджали не пренебрегает ни карма-маргой, путем действия, ни джняна-маргой, путем знания, ни бхакти-маргой, путем преданности. Он подчеркивает значение каждого из этих путей по той простой причине, что каждый человек состоит из трех частей: рук и ног для действий, головы для мышления и сердца для преданности и самоотдачи. Каждый человек должен пройти эти пути. Ни один из них не лучше и не хуже другого, и каждый требует своей особой формы активности.
Вторая глава "Йога Сутр", "Садхана Пада", посвящается практике. В ней Патанджали описывает различные методы, которые можно использовать в соответствии с уровнем развития человека. Они представляют собой восемь частей йоги, которые мы последовательно изучали во второй части данной книги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Третья глава, "Вибхути Пада", посвящена достижениям. В ней говорится о приобретаемых в процессе практики йоги благах, которые могут нарушить гармонию развитых душ, искушая их поразительной властью йоги. Патанджали описывает те способности, которые можно достичь, практикуя йогу. Он приводит около тридцати пяти эффектов практики, которые являются признаками того, что ваша практика истинна. Если вы правильно занимаетесь, говорит Патанджали, вы достигнете этих результатов. Если вы не достигли ни одного из этих эффектов, значит, ваша практика все еще несовершенна. Но эти сокровища, эти дары, приходящие с практикой йоги, являются в то же время и ловушкой. Поэтому Патанджали учит также и непривязанности.
К сожалению, эти результаты часто описываются, как сверхъестественные способности, но на самом деле они совсем не являются сверхъестественными. Они свидетельствуют о повышении чувствительности, что происходит автоматически в результате правильной практики йоги. Однако случается, что практикующий позволяет этим успехам увести его в сторону, как если бы вы убегали от ветра и попали в воронку вихря. Чтобы вы не попали в вихрь сверхнормальных способностей, Патанджали просто советует наблюдать за тем, появились ли у вас такие качества, и просто продолжать практиковать йогу.
Эти способности и дары являются такими же ловушками для практикующего йогу, как удовольствия и комфорт - для обычного человека. Патанджали объясняет, что как обычный человек борется со своими болезнями, так йог обязан противодействовать своим удивительным способностям, поскольку они могут превратиться в психологические недуги. Эти способности могут казаться сверхнормальными, но они не являются сверхъестественными, они являются самыми совершенными из всех природных человеческих способностей. По мере того как практикующий развивает свою чувствительность и рассудок, он пожинает плоды этой чувствительности. Это нормальные способности, хотя они кажутся сверхъестественными тем людям, которые еще не достигли такого уровня чувствительности. Но когда в своем развитии вы достигаете этого уровня и эти способности становятся для вас естественными, вы должны быть осторожными, ибо то, чего вы раньше никогда не испытывали, становится искушением. Вы подобны человеку, давшему обет безбрачия и искушаемому женщиной. Способности, которые недавно в вас открылись, могут стать для вас ловушкой и отвлечь от истинной цели йоги. Вот почему вы должны воспитывать в себе непривязанность.
Когда боль и колебания ума преодолены, практикующий йогу обретает духовные способности и дары, которые, в свою очередь, тоже нужно себе подчинить. Только когда вы этого достигнете, дух проявляется в своем чистом виде. Когда душа освобождается от оков тела, разума, способностей и гордости успеха, она достигает состояния кайвальи, уединения, при котором тело и ум контролируются, а душа свободна. Оно является предметом четвертой главы, "Кайвалья Пада", посвященной абсолютному освобождению.

Пранаяма

Прана означает "энергия". Космическая энергия, индивидуальная энергия, сексуальная энергия, энергия интеллекта - все это прана. Сказано, что именно прана заставляет подниматься солнце и вызывает дождь. Прана универсальна. Она пронизывает каждого человека и всю Вселенную на всех уровнях. Все, что движется, есть прана - тепло, свет, тяготение, магнетизм, сила, энергия, электричество, жизнь, дыхание, дух - все они суть формы праны. Прана есть ось колеса жизни. Она является причиной появления всех живых существ, живут благодаря ей, а когда они умирают, их личное дыхание растворяется в дыхании Космоса. Это стержень всего живого и первичный источник любой деятельности.
Прана и сознание находятся в постоянной взаимосвязи. Они подобны близнецам. В текстах по йоге говорится, что когда дыхание спокойно, прана спокойна, и разум тоже пребывает в покое. Все виды колебаний и вибраций прекращаются, когда прана и сознание приходят в состояние равновесия, покоя и тишины.
Зная о том, что существует связь между дыханием и сознанием, мудрые индийские йоги обосновали практику пранаямы, которая является сердцем йоги. Тексты по йоге не объясняют, как именно прана высвобождается и распространяется в нашем организме, но в "Пуранах" есть одна удивительная история, с помощью которой я хочу проиллюстрировать этот процесс. Я уже упоминал об этой истории во второй части этой книги. Сейчас мне бы хотелось рассмотреть ее более подробно.
Много тысяч лет назад шла война между демонами и ангелами. Демоны были очень сильны и разрушали Вселенную своей физической силой. Ангелы очень опасались наступления в мире полной бездуховности. Они пришли за помощью к Создателю, Брахме, но он сказал, что не может ничего сделать, так как сам даровал демонам их силу. Он посоветовал ангелам обратиться к Господу Шиве. Но Шива ответил: "Я тоже ничем не могу вам помочь. Я благословил их и дал им долгую жизнь". Так что Брахма и Шива отправили их за советом к Господу Вишне.
Господь Вишну выслушал ангелов и принял решение: "Идите к демонам и предложите им взбить океан, добыть из него эликсир жизни и разделить его, чтобы обрести бессмертие. Затем, когда нектар будет получен, оставьте его распределение мне". Ангелы и демоны спорили некоторое время, а затем пришли к согласию.
В качестве пахтального пестика для взбивания океана они взяли гору Меру. Потом им понадобилась веревка, приводящая пестик в движение. Господь Вишну сказал: "Возьмите моего слугу, Адишешу, королевскую кобру". Адишеша согласился с предложением своего хозяина и ответил, что готов стать мутовкой для вращения горы.
Ангелы и демоны бросили в океан деревья, дерн, траву и различные минералы, чтобы эти материалы перемешались во время пахтания и вошли в состав добываемой смеси - эликсира жизни. Это сырье символизирует пять элементов, из которых состоит тело: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Сильные демоны держались за голову Адишеши, а ангелы - за его хвост; они начали пахтать океан. Это пахтание символизирует вдох и выдох человеческого существа. Когда ангелы и демоны начали свою работу, огромная и тяжелая гора-пестик сорвалась и затонула в океане, так что пахтание прервалось. Когда она тонула, ангелы начали молиться Господу Вишну, который предстал перед ними в воплощении черепахи Курмы и нырнул за горой, чтобы поднять ее на поверхность. После этого процесс мог продолжаться. Вишну в воплощении Курма символизирует в этой истории интуицию или душу в каждом из нас, являющуюся частицей Абсолютного Духа. На санскрите ее называют пуруша. "Пура" означает крепость, замок, город, дом, обитель или тело; "иша" - хозяин или владелец. Пуруша, душа, есть царь тела, а тело является ее обителью. Диафрагма, расположенная над вместилищем души, представлена в этой истории в виде основания горы, сама гора символизирует грудную клетку, а процесс пахтания - вдох и выдох. Господь Адишеша является символом сушумны, основного энергетического канала тела, а его голова и хвост есть ида и пингала, о которых мы поговорим подробнее в следующей главе.
Первым результатом пахтания стала халахала, смертельный яд, выделившийся на поверхности моря. Господь Шива, преисполненный сострадания к человечеству, выпил его, чтобы спасти человеческий род от полного уничтожения, и от этого его шея стала абсолютно синей. Затем океан выбросил на поверхность драгоценные камни и, наконец, сам нектар, дживамриту, эликсир жизни.
Когда образовался нектар, Господь Вишну принял форму Мохини, прекрасной и обворожительной женщины, которая танцевала и дарила нектар только ангелам. Так праведность вновь воцарилась во Вселенной. Когда мы дышим, мы выдыхаем и во время этого избавляемся от ядов тела, а затем вдыхаем, вбирая в себя из воздуха нектар.
Наше тело состоит из пяти элементов. Элемент земли отвечает за выработку эликсира жизни, праны. Элемент воздуха через вдох и выдох функционирует как пахтальный пестик, а распределение энергии происходит посредством эфира. Эфир есть пространство, и его свойствами являются сжатие и расширение. Когда мы вдыхаем, эфирный элемент расширяется, чтобы вместить воздух. На выдохе эфир сжимается, чтобы вытолкнуть наружу токсины.
Остаются два элемента: вода и огонь. Воду используют, чтобы тушить огонь. Это дает нам представление о противоположности элементов. С помощью элементов земли, воздуха и эфира между водой и огнем создается трение, которое не только создает энергию, но и освобождает ее, подобно тому как вода приводит в движение турбины гидроэлектростанции, генерируя электрический ток. Чтобы возникало электричество, вода должна двигаться с определенной скоростью. Слишком медленный поток не будет генерировать электроэнергию. Аналогичным образом, в нашем организме обычное дыхание не производит мощной энергии. Вот почему мы страдаем от стрессов и напряжения, которые являются причиной плохой циркуляции энергии, что вредит нашему здоровью и омрачает наше счастье. Поскольку поток энергии недостаточен, мы просто существуем, а не живем.
В практике пранаямы, наше дыхание становится продолжительным. В результате этого элементы воды и огня активно взаимодействуют, и такое взаимодействие огня и воды, вызванное с помощью воздушного элемента, высвобождает новую энергию, которую йоги называют божественной энергией, кундалини шакти; она есть проявление энергии праны.
"Прана" - это энергия; "аяма" означает накопление и распределение этой энергии. Аяма имеет три аспекта расширения: вертикальный, горизонтальный и круговой. Посредством пранаямы мы учимся направлять энергию вертикально, горизонтально и по кругу до границ тела. Пранаяма образует связь между физиологическим и духовным организмами человека. Как физическое тепло является осью нашей жизни, так пранаяма представляет собой ось йоги. В "Прашна Упанишаде" говорится, что сознание и прана являются братьями-близнецами. Это подтверждает и "Хатха Йога Прадипика", говоря о том, что где есть ум, там есть дыхание, и где есть дыхание, там присутствует ум. Если вы способны управлять дыханием, вы способны контролировать ум, и наоборот, поэтому нам следует учиться пранаяме, чтобы сделать наше дыхание ритмичным. Однако ею нельзя заниматься без известной осторожности; она способна и возвысить, и навредить. Если сердечный ритм человека неровен, в нем поселяется страх и может наступить внезапная смерть. Аналогичным образом, если пранаяма неритмична, ваша энергия расходуется, вместо того чтобы накапливаться.
В "Хатха Йога Прадипике" говорится: "Когда йог добивается совершенства в асане, когда его тело полностью под контролем, тогда с помощью гуру он может начать изучать пранаяму". Объясняя практику йоги и ее восемь аспектов, от ямы до самадхи, Патанджали не говорит, к примеру, что яму нужно практиковать до пратьяхары или нияму - перед практикой асаны. Но когда он начинает описывать технику пранаямы, он намеренно оговаривает: "Тасмин сати шваса праш-васайох гативиччхедах пранаямах": только после того, как вы достигли мастерства в асанах, следует. приступать к пранаяме, искусству регулирования вдоха, выдоха и задержки дыхания ("Йога Сутры", II, 49).
Следующая сутра объясняет, что вдох, выдох и задержки нужно выполнять в соответствии с указаниями. Патанджали говорит: "Бахья абхьянтара стамбха вриттих деша кала самкхьябхих паридриштах диригха сукшмах" ("Йога Сутры", II, 50). Это очень важная сутра. "Бахья" означает внешнее, или выдох. "Абхьянтара" означает внутреннее, или вдох. "Стамбха" есть контроль, а "вритти" - движение. Таким образом, сутра начинается с управления движениями выдоха и вдоха. Затем следуют "кала" - время, "деша" - место, "самкхья" - количество и "паридриштах", что означает "отрегулированный". Дыхание должно регулироваться или точно выполняться по времени, объему и количеству. К сожалению, когда мы учимся дышать на восемь или шестнадцать счетов, мы можем легко позабыть про последние слова сутры: "диргха", длинный, и "сукшма", тонкий. Мы стараемся сосредоточиться на общей продолжительности дыхания, но упускаем из вида его тонкость. Поток дыхания во время счета совершенно не должен изменять свой темп. Вдохи и выдохи должны быть долгими, мягкими, плавными и непрерывными.
"Стамбха вритти" означает управление движением. Когда в клетках, разуме или любом другом механизме души нет ни малейшего движения, мы говорим о кумбхаке. "Хатха Йога Прадипика" рассказывает об антара-кумбхаке и бахья-кумбхаке, задержке дыхания с наполненными легкими и его задержке с пустыми легкими, а также о пураке, вдохе, и речаке, выдохе. В ней говорится, что необходимо научиться вдыхать и выдыхать таким образом, чтобы это совершенно не беспокоило тело.
Патанджали говорит также и о четвертом методе пранаямы. Первый метод - это вдох; второй - выдох; третий - задержка на вдохе и на выдохе. Четвертый метод - это когда мы переходим от упорных усилий к отсутствию усилий путем овладения асанами. Сначала пранаяма проводится осознанно и с усилиями, но она не требует никаких усилий, когда вы полностью овладеваете ею. Это кевала-кумбхака, что означает "чистая", или "простая" кумбхака - кумбхака, которая происходит сама по себе, становится естественной и не требует никаких усилий. Во время кевала-кумбхаки мыслительный процесс останавливается. В ней нет места мыслям. Когда вы практикуете такую духовную пранаяму, вы не способны думать ни о чем, кроме собственной отрешенности.
Пранаяма находится на границе между материальным и духовным мирами, а диафрагма является пересечением физиологического и духовного тел. Если во время задержки дыхания вы начинаете о чем-то думать, это не кумбхака. Даже когда вы произносите в уме "раз, два, три, четыре", вы теряете состояние одухотворенности - вы не можете обрести" покой. Помните, что кумбхака не является задержкой дыхания - это удержание энергии. В кумбхаке реализуется наша подлинная суть, которая в этот момент поднимается до уровня тела. Вы не думаете ни о внешнем мире, ни о своих внутренних ощущениях. Контролируя движения, происходящие внутри и снаружи, вы видите, что в этом состоянии тишины нет места мыслям. Где находится ваш ум, когда вы ни о чем не думаете? Он растворяется в душе.
В "Хатха Йога Прадипике" говорится, что посредством пранаямы вы сознательно достигаете опыта пребывания в единении с душой. Когда вы достигаете в себе состояния полного единения, вы становитесь царем среди людей. Это неделимое, абсолютное состояние существования.
Чтобы быть честным, не требуется обладать поразительным интеллектом, но как ловко мы должны использовать свой ум, чтобы быть нечестными! Жизнь становится сложной и запутанной только благодаря нашему собственному поведению. Но истина проста, следовательно, и жизнь может стать простой. Устранение усложненности ума и сведение его к простоте является целью йоги, а эта простота приходит посредством занятий пранаямой.
В мозге происходит постоянное перетягивание каната между чистым и замутненным сознанием. Это похоже на пахтание океана. Такое же противоборство происходит между рассудком внутреннего, или подсознательного ума, или сердца, и рассудком головы, или мозга. Сознание головы покрыто вуалью тьмы. Если мозг замутнен, мы не способны ясно видеть. Практика пранаямы разгоняет темные тучи в мозге, озаряет нас светом, приносит ясность и свежесть, так что мы начинаем видеть нужные вещи в нужный момент. Обычно же мы видим либо важные вещи в неподходящий момент, либо не имеющие значения вещи в нужное время. Если ваш разум блуждает, сделайте мягкий и медленный выдох и побудьте в этом состоянии некоторое время. Позвольте вашему сознанию плыть вместе с вашим дыханием. Скоро колебания прекратятся. Когда вы достигли единства ума, двойственность исчезнет. После этого ваш ум готов к медитации.
Когда вы вдыхаете, ваша суть соприкасается с телом. Таким образом, вдох есть подъем души к телу, и в этот момент духовное дыхание Вселенной приближается к вашему индивидуальному дыханию.
Выдох, с точки зрения физического здоровья, служит для выведения вредных веществ из человеческого организма. С психологической точки зрения, выдох успокаивает разум. С духовной точки зрения, во время выдоха индивидуальное дыхание человека соединяется с внешним космическим дыханием, и они становятся одним целым.
Выдох есть жертва, приносимая нашим эго. Это не выталкивание воздуха, а выталкивание нашего эго в форме воздуха. Во время выдоха, человек становится скромным, тогда как с вдохом к нему приходит гордость. Пранаяма может нанести вред и в духовном смысле, если вы не знаете, как правильно ее практиковать. В словах "Я могу задерживать дыхание на целую минуту!" проявляется гордость. Изучать пранаяму означает учиться и постигать движение от привязанности к непривязанности и от непривязанности к привязанности.

 

Из книги Б. К. С. Айенгара "Дерево йоги"

 

ГАЯТРИ МАНТРА

Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания...читать дальше

Prev Next