ВЕГЕТАРИАНСТВО - ОБРАЗ ЖИЗНИ

 

Сэр Роберт Кристисон, доктор медицины, утверждает, что «мясо и выделения животных, поражённых язвенными заболеваниями, аналогичными фурункулам, столь ядовиты, что употребляющие эти продукты могут жестоко пострадать — болезнь принимает форму воспаления пищеварительного тракта или возникновения одного или более фурункулов».

 Доктор А. Кингсфорд из Парижского университета говорит «Мясо животных непосредственно приводит ко многим отвратительным заболеваниям. Золотуха, этот обильный источник страдания и смерти, вероятно, имеет своим источникам обычай употребления мяса. Любопытный факт: слово «золотуха» (scrofula) происходит от scrofa — свинья. Сказать, что у кого-нибудь золотуха, значит, сказать о его свинстве».

В пятом отчёте Тайному совету в Англии мы находим заявление профессора Гэмджии, гласящее, что «пятая часть всего потребляемого мяса получается от животных, забитых в состоянии злокачественного заболевания», в то время как профессор А. Уинтер Блиф, член Королевского хирургического колледжа, пишет «С точки зрения экономии, мясо не является необходимостью, и мясо, поражённое серьёзной болезнью, может быть, так приготовлено, что будет производить впечатление вполне приличного. Мясо животных с запущенными болезнями лёгких нельзя отличить от нормального невооружённым глазом».

 Доктор М. Ф. Куме  добавляет «У нас есть много продуктов, заменяющих мясо, которые свободны от уничижительного эффекта животной пищи. Собственно, ревматизм, подагра и другие сходные болезни, не говоря уж о закупорке сосудов мозга, часть которых кончается ударом, а также сосудистые заболевания тех или иных разновидностей, мигрень и многие другие подобные формы головной боли происходят от чрезмерного употребления мяса и зачастую возникают, даже когда мясо потребляется не чрезмерно».

 Доктор Дж.X.Келлог пишет «Интересно заметить, что люди науки повсюду в мире пробуждаются к осознанию того факта, что мясо животных является не чистым питанием, а смешанным с ядовитыми веществами, схожими по характеру с экскрементами, которые являются естественным результатом животной жизни. Растение запасает энергию. Это из растительного мира, откуда и уголь, и дрова,

 добывается энергия, что движет наши паровые машины, поезда, ведёт наши пароходы, совершая работу цивилизации. Это из растительного мира все животные прямо или косвенно добывают энергию, проявляющуюся в животной жизни через мускульную и умственную деятельность. Растительное строит, животное разрушает. Растение запасает энергию, животное её тратит. Различные отходы и ядовитые продукты происходят от проявления энергии, будь то в локомотиве или в животном. Ткани животного могут продолжать свою деятельность только в силу того факта, что они постоянно промываются и очищаются кровью, непрекращающимся потоком текущей через них и вокруг них, унося яды, возникающие в результате их работы так быстро, как они только образуются. Характер венозной крови обусловлен этими ядами, удаление которых сразу же прекращается со смертью, хотя образование их продолжается и некоторое время после неё. Один выдающийся французский хирург заметил: «Мясной бульон — это самый настоящий раствор ядов». Разумные врачи повсюду приходят к признанию этих фактов и их практическому использованию».

 Опять вы можете видеть, что у нас нет недостатка в свидетельствах, и многие цитаты о привнесении ядов через мясную пищу взяты не у врачей-вегетарианцев, а у тех, кто всё ещё считает правомерным умеренное потребление мертвечины, хотя и изучив в некоторой мepe научную сторону вопроса. Проф. Б. Эихлер в своей книге «Яды в нашей пище» отмечает: «Коэффициент накопления неразлагающихся .ядов, в особенности биоцидов, в большинстве случаев составляет около 10 на каждую ступень пищевой. цепи». Иначе говоря, если в траве содержится одна условная доза ЛДТ, то в корове, питающейся ею, — десять доз, а в хищном животном или человеке, питающихся этими коровами, — сто доз ДЛ.Т. «В грудном молоке кормящих матерей в США содержится в 4 раза больше ДДТ, чем допускается санитарными нормами для коровьего молока...» В отдельных случаях содержание пестицидов и хлорорганических соединении превышало эти нормы в двадцать раз. (Б. Эихлер. «Яды в нашей пище», М, 199^). — Прим пер. Следует помнить, что мёртвая плоть никогда не может быть в совершенно здоровом состоянии, потому что распад начинается в момент забоя животного. При этом процессе образуются все виды продуктов распада; все они бесполезны, а многие из них определённо опасны и .ядовиты. В древних писаниях индусов мы находим очень примечательное высказывание, касающееся того факта, что даже в Индии некоторые из низших каст в тот ранний период начали питаться мясом. Там говорится, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость, но теперь, когда люди стали есть мясо, возникло семьдесят пять новых болезней. Это показывает, что мысль о происхождении болезней от пожирания мертвечины признавалась тысячи лет.

 

 Более естественно для человека

 Человек по природе не был создан плотоядным, и потому эта ужасная пища ему не подходит. Позвольте мне опять привести несколько цитат, чтобы показать вам, что авторитеты здесь на нашей стороне. Барон Кювье пишет «Естественная пища человека, судя по его строению, состоит из плодов, кореньев и овощей». А профессор Рэй говорит «Конечно же, человек никогда не создавался хищным существом».

 


Сэр Ричард Оуэн, член Королевского хирургического колледжа, пишет «Антропоиды и все четверорукие добывают себе питание из плодов, зерен и прочих сочных растительных тканей, и существует прямая аналогия между строением этих животных и человека, ясно демонстрирующая его растительноядную природу».

 Другой член Королевского общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет «Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами хищных животных; и рассмотрим зубы, челюсти или органы пищеварения, строение их у человека близко напоминает  строение у травоядных животных».

 Доктор Спенсер Толшсон также замечает «Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианской диете». А доктор Силвестр Грэхэм 

пишет «Сравнительная анатомия подтверждает, что от природы человек — растительноядное существо, питающееся плодами, семенами и мучнистыми растениями».

 Желательность вегетарианской диеты, конечно же, не потребует аргументации для верующих, ведь следует помнить, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду :«Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Только после падения человека, когда в мир пришла смерть, с ней возникла и более низкая идея питания, и если мы надеемся вновь вознестись к райскому состоянию, мы, несомненно, должны начать с упразднения ненужного убийства, совершаемого ради снабжения нас ужасной пищей, ведущей к деградации.

 Вегетарианство и духовность

Как относится духовность к вегетарианству? Она относится к нему с превеликим одобрением!, и тому есть многие причины. Эти причины могут быть подразделены на два класса: те, что обычны и имеют физи­ческую природу, и духовные, или непроявленные. Имеются многие ар­гументы в пользу вегетарианства, на физическом плане очевидные для каждого, кто возьмёт на себя труд исследовать этот предмет. Для изучаю­щего духовное знание они ещё более сильны, чем для обычного человека. В дополнение к ним изучающий духовность знает и о других причинах, являющихся проявлениями тех скрытых законов, которые всё ещё так мало понимаются большей частью человечества. Мы должны, однако, раз­делить наше рассмотрение этих причин на две части, сначала взяв обыч­ные и физические.

 Эти обычные аргументы тоже могут быть подразделены на два класса: первый, включающий физические и продиктованные личными соображе­ниями причины, и второй, характеризующий причины моральные и не­эгоистичные.Тогда, во-первых, давайте возьмём аргументы в пользу вегетариан­ства, которые относятся только к самому человеку и принадлежат чисто к физическому плану. Пока мы отбросим рассмотрение эффекта, произ­водимого на других, который бесконечно более важен, и подумаем толь­ко о результатах для самого человека. Необходимо сделать это для того, чтобы опровергнуть одно из возражений, наиболее часто выдвигаемое против вегетарианства: предполагается, что это красивая теория, которую практиковать невозможно, поскольку люди считают, что не могут жить, не пожирая мёртвой плоти. Я сам— пример ошибочности этого мнения, поскольку жил, не загрязняя себя животной пищей, без мяса, рыбы или птицы последние тридцать восемь лет и не только остался в живых, но и располагал всё это время примечательно хорошим здоровьем Я вовсе не уникум, мне известны несколько тысяч других, практикующих то же самое. Я знаю людей гораздо моложе меня, которые практиковали и практи­куют подобный образ жизни. Не загрязняя себя употреблением мяса, они стали определённо свободнее от болезней и счастливее, чем употребляю­щие подобные вещи. Несомненно, имеется много доводов в пользу веге­тарианства с чисто эгоистической точки зрения; и я выдвину их сначала, поскольку знаю, что эгоистические соображения играют решающую роль у большинства людей, хотя и надеюсь, что моральные соображения, кото­рые я приведу позднее, возымеют на них более сильное влияние.

 Мы хотим лучшее

 Я исхожу из того, что в еде, как и во всём другом, все мы желаем луч­шего из находящегося в пределах наших средств. Мы хотели бы привести нашу жизнь и, конечно, наше ежедневное питание, как вовсе немаловажную ее часть, в гармонию с нашими высшими стремлениями. Мы с радос­тью принимаем то, что считаем лучшим для нас. Если же знаний наших не­достаточно, чтобы оценить, что есть лучшее, мы с радостью и готовностью учимся это делать. Этот случай аналогичен другим направлениям, таким, как музыка, искусство или литература. Нас учили с детства, что, развивая лучший музыкальный вкус, мы должны выбирать только лучшую музыку. Если же вначале мы не сможем вполне оценить и понять её, то, проявив терпение, внимательно слушая и ожидая, пока нечто из её сладкой кра­соты взойдёт в наших душах, мы придём к пониманию того, что вначале не будило никакого отклика в наших сердцах. Желая оценить лучшее в искусстве, мы не должны наполнять свои глаза сенсационными полосами криминальных новостей или отвратительными уродствами, которые по­чему-то называются «комическими картинками». Необходимо смотреть и учиться; только тогда тайна работы Тёрнера начнёт разворачиваться нашел1у терпеливому созерцанию, и огромная широта Веласкеса войдёт в пределы нашей способности понимания. Так же и в литературе. Печаль­ный опыт говорит, что многое из лучшего и прекраснейшего потеряно для тех, чья умственная пища состоит исключительно из сенсационных газет или дешёвых романов — дутой массы пустого материала, который выбра­сывается на поверхность. Подобно накипи на поверхности расплавленного металла жизни — романчики, сериалы. Они не научат невежду, не укрепят слабого, не разовьют незрелого. Если мы желаем раскрыть способности на­ших детей, мы не оставляем их надеяться на собственный невозделанный вкус, но помогаем им тренировать талант в искусстве ли, в музыке или ли­тературе.

Конечно же, тогда мы можем искать и находить лучшее в физической пище так же, как и в умственной. В наших поисках мы должны руковод­ствоваться не слепым инстинктом, но осмысливать и рассматривать предмет с высшей точки зрения.

В мире могут существовать те, кто не имеет желания к лучшему, кто хочет оставаться на низших уровнях и сознательно строит в себе то, что грубо и ведёт к деградации, но, разумеется, много и тех, кто с радостью

и охотой взял бы лучшее, если бы только знал, что является лучшим, или их внимание было бы направлено к нему. Есть мужчины и женщины, ко­торые морально достигли высшего уровня, прекратив кормить волков и таен жизни, но до сих пор верят в то, что тела забитых животных являются необходимой составляющей их диеты. Но требуется лишь немного подумать, чтобы понять, что эти отвратительные вещи не могут быть высшими и нравственными. Мастера, мы должны отбросить этот отвра­тительный обычай и занять своё место среди царственных сонмов, стара­ющихся для эволюции человечества. Давайте посмотрим в деталях, почему вегетарианская диета именно чистейшая и лучшая.

 Более питательно

Овощи содержат больше питательных веществ, чем равное количе­ство мёртвой


 плоти. Это прозвучит удивительным и немыслимым заявлением для многих людей, потому что их заставили верить, что они не могут существовать, не оскверняя себя мясом, и это заблуждение так широко распространено, что затруднительно пробудить от него среднего человека. Следует ясно понять, что это не вопрос привычки, сентиментальности или предрассудка; это просто предмет очевидного факта, в котором не может быть ни малейшего сомнения. Есть четыре элелгента, содержание которых в пище необходимо и существенно для восстановления и построения тела: а) белки или азотистая пища; б) углеводы; в) жиры; г) соли. Это классифи­кация, принятая среди физиологов, хотя некоторые из последних исследо­ваний могут в некоторой мере её изменить.

Теперь нет никакого сомнения в том, что все эти вещества присутству­ют в большей мере в овощах, чем в мясной пище. Например: молоко, слив­ки, сыр, орехи, горох и бобы содержат больший процент белков или азоти­стых веществ. Пшеница, овёс, рис и другие крупы, фрукты и большинство овощей (исключая, пожалуй, горох, бобы и чечевицу) состоят в основном из углеводов, крахмала и Сахаров. Жиры встречаются почти во всякой бел­ковой пище и также могут принимать форму сливочного и растительного л1асла. Соли в большем или л1еньшел1 количестве встречаются практически во всех продуктах. Они исключительно важны для построения тканей ор­ганизма, и то, что называют соляным голодом, является причиной многих болезней.



Иногда утверждают, что МЯСО содержит некоторые элементы в большем количестве, чем овощи; часто приводятся таблицы, доказывающие эту мысль. Но рассмотрим этот вопрос с точки зрения фактов. Единственный источник энергии в мясе — это содержащиеся в нём белковые вещества и жиры; но поскольку жир в нём имеет не больше ценности, чем всякий другой жир, единственным пунктом, который остаётся рассмотреть, явля­ются белки. Теперь надо вспомнить, что белки имеют только одно проис­хождение — они синтезируются в растениях и нигде более. Орехи, горох, бобы и чечевица гораздо богаче этими веществами, чем любой сорт мяса, и они имеют огромное преимущество, поскольку белки там более чисты и поэтому содержат всю энергию, первоначально запасённую в них во время их синтеза. В организме животного белки, поглощенные из растительного мира, подвергаются разложению, в процессе которого энергия, первона­чально запасённая в них, высвобождается. В результате то, что было упо­треблено одним животным, не может служить пищей другому. В таблицах, о которых мы говорили выше, белки оцениваются по содержанию азота, но в них присутствуют многие продукты обновления тканей, такие, как

мочевина, мочевая кислота и креатин. Эти соединения не имеют никакой пищевой ценности и учитываются как белки только потому, что содержат азот.

Но это ещё не всё зло!  Изменение тканей обязательно сопровождается образованием ядов, которые всегда обнаруживаются в мясе любого вида, и во многих случаях вред от этих ядов значителен. Таким образом, вы види­те, что, питаясь мясом, вы получаете какие-либо вещества только потому, что во врелгя своей жизни животное потребляло растительные ткани. Вы получите меньше питательных веществ, чем необходимо для жизнедея­тельности, поскольку животное уже израсходовало половину из них, и вместе с ними в ваш организм поступят различные нежелательные вещества и даже некоторые активные яды, которые, конечно, весьма разрушитель­ны. Я знаю, что есть много врачей, прописывающих отвратительную мясную диету с целью укрепления людей, и часто они добиваются определён­ного успеха; но в этом они вовсе не согласны между собой. Доктор Милнер Фотзергилл пишет «Всё кровопролитие, произведённое воинственным характером Наполеона, — это ничто в сравнении со смертностью среди миллиардов людей, отправившихся на кладбище по причине ошибочно­го доверия предполагаемой ценности мясного бульона». Так или иначе, эти укрепляющие результаты могут быть легче достигнуты при помощи растительного царства. Когда диетическая наука понимается правильно, положительные результаты достигаются без ужасного загрязнения и не­желательных отходов другой системы. Позвольте лишь показать вам, что я не делаю безосновательных заявлений; дайте лишь процитировать мнения людей, чьи имена хорошо известны в медицинском мире. Бы убедитесь, что мое мнение подкреплено сильным авторитетом.

Мы обнаруживаем, что сэр Хенри Томпсон, член королевского хи­рургического колледжа, говорит «Это вульгарная ошибка — считать мясо в любой форме необходимым для жизни. Всё необходимое для человече­ского тела может доставить растительное царство. Вегетарианец может извлечь из своей пищи все основные составляющие, необходимые для ро­ста и поддержки тела, точно так же, как и для производства тепла и силы. Должно быть принято как несомненный факт, что некоторые из живущих на такой пище более сильны и здоровы. Я знаю, в какой мepe преобладание мясной диеты не просто расточительное сумасбродство, но и источник се­рьёзного вреда для её потребителя». Вот определённое заявление извест­ного медика.

Теперь мы можем обратиться к словам члена Королевского обще­ства, сэра Бенджамина Ворда Ричардсона, доктора медицины. Он говорит «Следует честно признать, что при равном весе растительные вещества, при внимательном их выборе, обладают поражающими преимуществами в питательности по сравнению с животной пищей. Я хотел бы видеть ово­щной и фруктовый стиль жизни введённым во всеобщее употребление, и я надеюсь, что это будет так».

Известный врач, доктор Уильям С. Плэйфэйр, бакалавр хирургии, сказал совершенно ясно: «Животная пища не является необходимой для человека». А доктор Дж Сайке, бакалавр наук, официальный медик в св. Панкратии, пишет «Химия не против вегетарианства, и тем более не против биология. Мясная пища вовсе не необходима, чтобы доставить азо­тистые вещества для восстановления тканей; так что хорошо подобранная растительная диета совершенно правильна, с химической точки зрения, для питания человека».Доктор Александр Хэйг, ведущий специалист одной из крупных лон­донских больниц, писал: «То, что легко возможно поддерживать жизнь при

помощи продуктов растительного царства, вовсе не требует для физиоло­гов демонстрации, даже если бы большинство человечества постоянно не демонстрировало это; и мои исследования показывают, что это не только возможно, но и бесконечно более предпочтительно во всех отношениях и придаёт превосходные силы и уму, и телу».

Доктор М. Ф. Куме заключил научную статью в «The American Practiti­oner and News» за июль 1902, г. следующими словами; «Разрешите мне, во-первых, заявить, что мясо вовсе не является неотъемлемой частью диеты для поддержания человеческого тела в совершенном здоровье». 

Доктор Фрэнсис Вэчер,член королевского хирургического колледжа и химического общества, зал1ечает «Я не верю, что человек будет чувствовать себя лучше физически или умственно, принимая мясную пищу».



Вы получили здесь несколько ясных заявлений, и все они собраны из трудов известных людей, проделавших значительные исследования в об­ласти химии пищевых продуктов. Невозможно отвергнуть то, что человек может существовать без ужасной мясной пищи, и более того, что в ово­щах содержится больше питательных веществ, чем в равном количестве мяса. Я бы мог привести вам множество других цитат, подтверждающих эту мысль, но думаю, что заявлений квалифицированных специалистов, с которыми я познакомил вас выше, достаточно; все они являются яркими примерами мнений, существующих на этот счет.

 Меньше болезней

 Многие серьёзные болезни происходят от этого отвратительного обычая потреблять мертвые тела.  Доктор Дкосая Олдфилд, член Королевского хирургического колледжа и лицензиат Королевского терапевтического колледжа, пишет «Мясо — неестественная пища, и поэтому оно склонно вызывать функциональные расстройства. В таком виде, в каковом оно принимается в современной цивилизации, оно заражено такими страшными болезнями (легко передаваемыми человеку), как рак, туберкулёз, лихорадка, глисты— в огромной мере. Поэтому не стоит удивляться, что употребление мяса — одна из самых серьёзных причин болезней, уносящих жизни девяноста девяти из каждых ста родившихся людей».

                                                                                                                                                                                                   Чарльз Ледбитер



Сэр Эдвард Соундерс говорит нам; «Любая попытка научить челове­чество, что говядина и пиво не являются необходимыми для здоровья и эффективного функционирования организма, хороша и должна вести к бережливости и счастью, и я уверен, что с принятием этого мы услышим о снижении заболеваемости подагрой, болезнью Брайта, проблем с печенью и почками, а затем и о снижении скотства, битья жён и убийств. Я считаю, что тенденция сейчас к вегетарианской диете, что она будет признана как должная и подходящая, и недалеко то время, когда мысль о животной пище будет отвратительной для цивилизованного человека».

 

 Больше сил

 Люди становятся на вегетарианском питании лучше и сильнее. Я знаю, что люди говорят «Ты будешь слабым, если не будешь есть мясо». Но фактически это неверно. Я не знаю людей, находящих, что они слабее на овощной диете, но мне известно, что во многих недавних спортивных состязаниях вегетарианцы показали себя сильнейшими и наиболее выносливыми, как, например, в последних велосипедных гонках в Германии, где все занявшие призовые места были вегетарианцами. Было много таких испытаний, и они показывают, что при прочих равных условиях более успешен принимающий чистую пищу. Мы стоим перед фактами, и в этом случае все они на нашей стороне и против дурацких предрассудков и отвратительного вожделения. Причину этого ясно сообщает доктор Дж Д Крэйг, который пишет «Мясоеды часто хвастаются силой своего тела, особенно если живут главным образом на открытом воздухе, но у них есть одна особенность — они не обладают выносливостью вегетарианцев. Причина этого в том, что в теле уже идут процессы ретроградных изменений, и вследствие этого пребывание питательных веществ в тканях недолговременно. Импульс, сообщённый им в теле животного, из которого они были взяты, усиливается другим импульсом во втором теле, и по этим причинам содержащаяся в них энергия быстро выделяется, и возникает срочная потребность в новой, чтобы занять её место. Потому-то мясоед, будучи хорошо накормлен, может за короткое время проделать большой объём работы. Но он быстро становится голодным и ослабевает. С другой стороны, растительные продукты перевариваются медленно, содержат весь первоначальный запас энергии и не содержат ядов; ретроградные изменения в них только начинаются и идут медленнее, чем в теле, потому их сила высвобождается медленнее и с меньшими потерями. Человек, питающийся вегетарианской пищей, может долгое время работать без дискомфорта и необходимости подкрепиться. 

Вспомним, что из всех народов Греции самыми сильными и выносливыми считались спартанцы, а простота их растительной диеты общеизвестна. Подумайте также и о греческих атлетах, тщательно готовившихся к участию в олимпийских и исфимианских играх. Если почитать классику, то выяснится, что эти люди, в своей области лидировавшие в мире, жили на одних фигах, орехах, сыре и чечевице. 


 Также и у римских гладиаторов, людей, от чьей силы зависела их слава и жизнь, питание состояло исключительно из ячменных хлебцев и масла; они хорошо знали, что эта еда придаёт больше сил. Доктор Александр Хэйг, пишет об этом же: «Эффект освобождения от мочевой кислоты придал моему телу такие силы, какими я обладал 15 лет назад; думаю, что даже тогда я вряд ли смог проделать те упражнения, которым теперь могу предаваться совершенно безболезненно, без усталости и утомления и без одышки на следующий день. Я часто говорю, что теперь невозможно меня утомить, и в относительном смысле я считаю, что это так». Этот выдающийся врач стал вегетарианцем по той причине, что из исследования болезней, вызываемых присутствием в системе мочевой кислоты, он открыл, что употребление мяса — главный источник этого смертоносного яда. Другой интересный момент, который он упоминает, заключается в том, что эта перемена питания вызвала определённые изменения в его характере. Если ранее он находил себя постоянно нервозным и раздражительным, то теперь стал куда спокойнее, постояннее и меньше злиться; он полностью осознал, что это произошло в силу перемены пищи.

 Меньше животных страстей

 Поедание мёртвых тел ведёт к злоупотреблению выпивкой и возрастанию в человеке животных страстей. М-р  П. Фаулер, 40 лет изучавший алкоголизм и читавший об этом лекции, заявляет, что употребление мясной пищи, приводя в возбуждение нервную систему, готовит путь установлению невоздержанности во всём, и чем больше мяса употребляется, тем больше опасность устойчивого алкоголизма. Многие опытные врачи ставили подобные эксперименты, результаты которых практикуются ими при лечении пьянства и сегодня. Несомненно, низшая часть природы человека от питания мертвечиной усиливается. Даже съев полную порцию этого ужасного материала, человек всё ещё чувствует неудовлетворённость. Он сильно страдает от нервного напряжения, поскольку ещё сознаёт смутное и неуютное чувство голода. Это голод тканей тела, которые не могут обновляться от той небогатой субстанции, предлагаемой им в качестве пищи. Чтобы утолить смутную жажду, а скорее, чтоб успокоить нервы, притупив чувство неудовлетворенности, часто обращаются за помощью к стимуляторам. Некоторые употребляют алкогольные напитки, другие пытаются утолить эти чувства чёрным кофе или, для успокоения раздражённых и истощённых нервов, используют крепкий табак. Отсюда и проистекает неумеренность, так как большинство случаев алкоголизма началось именно с попыток успокоить спиртными стимуляторами смутное, неприятное чувство, следующее за приемом обеднённой пищи.Он настаивает, что вегетарианская диета необходима для чистоты, целомудрия и совершенного контроля над теми аппетитами и страстями, что часто служат источникам великого искушения. Он замечает, что рост мясоедения среди людей—одна из причин пьянства, способствующая также лени, сонливости, недостатку энергии, несварению желудка, запорам и другим подобным несчастьям и деградации. Он заявляет также, что экзема, геморрой, глисты, дизентерия и сильные головные боли зачастую вызываются мясной диетой, что значительный рост туберкулёза и рака за последние сто лет вызван соответствующим ростом потребления животной пищи.

 

 Экономия

 Вегетарианская пища в любом случае как лучше, так и дешевле мяса. В упомянутой уже энциклике м-р Буф среди аргументов в её защиту приводит и такой: «Вегетарианская пища, состоящая из пшеницы, овса, кукурузы и других зерновых, чечевицы, гороха, бобов, орехов и тому подобного, более чем в десять раз экономичнее мясной. Половину веса мяса составляет вода, за которую приходится платить равно, как и за мясо. Растительная диета, если мы добавим к ней сыр, масло и молоко, будет стоить вчетверо дешевле, чем смешанная растительно-мясная. Десятки тысяч наших бедняков, еле сводящих концы с концами после того, как потратятся на мясную пищу, могли бы чувствовать себя вполне комфортно, заменив её фруктами, овощами и другим экономичным питанием».

Среди экономических сторон этого вопроса есть и ещё одна, которую нельзя игнорировать. 


Заметьте, насколько больше людей могли бы кормиться с того же количества земли, засеянного пшеницей, по сравнению с тем, если бы оно было отдано под пастбище. Подумайте также, сколько людей в этом случае могли бы получить здоровую работу на земле, и вы увидите, что с этой точки зрения тоже можно много чего сказать. Мясо — пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. Для получения мяса зерно, которое можно было бы использовать для питания людей, скармливают скоту. По данным Министерства сельского хозяйства США, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы, а для получения килограмма мяса надо скормить скоту 16 кг зерна [Frances Moore Lappe, Diet for a Small Planet, N.Y., Ballantine Boole, 1975].

В среднеразвитых странах человек в среднем потребляет около 300 кг зерна в год, причем большая часть идет в пищу. А в Европе и США потребляют ICOO кг зерна в год, из которых 90% уходит на корм скота [By Lester Brows from — Vic Sussman,tlie Vegetarian Alternative, Roctale Press, 1978,p. 334].

Подобные факты показывают, что проблема голода создана искусственно. Сегодня в мире производится гораздо больше продуктов, чем необходимо для того, чтобы прокормить население, но они бессмысленно расходуются. Если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количество зерна, достаточное для прокормления 60 миллионов человек [Джин Мэйер Доклад на комиссии сената США по питанию и продовольственной стратегии. Washington, D.C.: Febrary 1977, p. 44].

 Грех убийства

До сих пор мы говорили о том, что назвали физическими или эгоистическими соображениями, которые могли бы заставить человека прекратить поедать мёртвую плоть и обратить его к более чистой диете, хотя бы и только ради его собственной выгоды. Теперь же давайте немного подумаем о моральных и не эгоистических соображениях, касающихся нашего долга в отношении других. Первое, и это представляется наиболее ужасающим, — отвратительный грех ненужного убийства животных. Живущие в Чикаго хорошо знают, как происходит в их местности непрерывная бойня, как снабжают оптом большую часть мира её продуктами. Пользуясь безупречными свидетельствами, я ясно показал, что в этом нет никакой необходимости, а если в этом нет необходимости — это уже преступление. Уничтожение жизни — всегда преступление. Могут быть случаи, когда это меньшее из двух зол, но здесь не может быть и тени оправдания, поскольку убийство происходит лишь по причине эгоистичной и беспринципной жадности тех, кто наживается на агонии животного царства в угоду извращённым вкусам, испорченным настолько, чтобы желать этого отвратительного недуги. Помните, перед Богом в этом ужасе виновны не только те, кто делает грязную работу, но и те, кто, питаясь этой мёртвой плотью, поощряет их, делая их преступление выгодным Каждый человек, участвующий в потреблении этой нечистой пищи, несёт свою долю неописуемой вины за страдания, которыми она была добыта. Законом повсюду признаётся принцип «qui facit per alium facit per se», то есть совершённое при помощи другого приравнивается к совершённому самолично.

Люди часто говорят «Но все эти ужасы нисколько не изменятся, если я один прекращу есть мясо». Это неверно и неискренне. Во-первых, разница будет — в фунт или в два каждый день, что со временем составит вес целого животного. Во-вторых, это вопрос не количества, а соучастия в преступлении, а если вы пользуетесь плодами преступления, вы помогаете делать его выгодным и таким образом разделяете вину. Никакой честный человек не станет этого отрицать. Но когда затронуты низшие желания людей, они обычно неискренни в своих взглядах и отказываются видеть очевидные факты. А относительно того, что ужасное убийство, не являющееся необходимым, — действительно страшное преступление, не может быть разницы во мнениях.

Другой момент, который следует помнить, это то, что транспортировка бедных животных по суше и по морю к месту забоя совершается с ужасной жестокостью. Пытающиеся оправдать эти отвратительные преступления скажут вам, что делаются попытки убивать как можно быстрее и без болезненнее; но достаточно лишь почитать репортажи, чтобы убедиться: во многих случаях эти намерения не исполняются, и имеет место сильное страдание.

Все мы: надеемся, что наступит время доброты и мира во всём лире, золотой век,

 

 

когда больше не будет войн, когда человек столь отвратится  от борьбы и гнева, что все мировые условия станут отличными от преобладающих теперь. Не думаете ли вы, что и животное царство должно получить свою долю от наступления хороших времен, что ужасный кошмар  бойни должен быть устранён? По-настоящему цивилизованные нации мира знают это намного лучше нас; только мы на Западе, будучи ещё молодой расой, пока не избавились от юношеской грубости, иначе бы мы и дня не потерпели этого среди нас. Вне всяких сомнений, будущее — за вегетарианство. Представляется несомненным, что в будущем, и я надеюсь, что это может быть уже в недалёком будущем, мы будем смотреть на это время с ужасом и с отвращением. Несмотря на все его удивительные открытия, замечательную технику и огромные достижения, я уверен, что наши ПОТОМКИ будут рассматривать этот век как эпоху лишь частичной цивилизации, фактически мало отдалившейся от дикарства. II одним из аргументов, которым они будут подтверждать это, будет допускаемое нами массовое и излишнее убийство невинных животных, и что мы фактически жиреем с этого и делаем на этом деньги, а также создали класс существ, делающий за нас эту грязную работу, а нам вовсе не стыдно получать прибыль из их деградации.

Всё это были соображения, относящиеся только к физическому плану. Теперь позвольте мне рассказать вам кое-что о духовной стороне всего этого. Пока все мои заявления, надеюсь, ясные и определённые, каждый мог проверить лично. Вы можете прочитать свидетельства известных врачей и учёных, сами проверить экономическую сторону вопроса, вы можете пойти и посмотреть, если хотите, как разные типы людей ухитряются так хорошо жить на вегетарианской диете. Таким образом, всё, до сих пор сказанное, в пределах вашего достижения. Но теперь я покидаю поле обычных физических аргументов и переношу вас на тот уровень, где вы узнаете мнение тех, кто исследовал высшие миры. Давайте же обратимся к скрытой стороне всего этого — к стороне духовной. 

Духовные причины

 Здесь мы разберём два типа аргументов — те, что касаются нас самих и нашего собственного развития, и те, что относятся к великому плану эволюции и нашему долгу по отношению к нему; так что мы ещё раз можем классифицировать их как эгоистические и альтруистические, хотя и на гораздо более высоком уровне по сравнению с прежними. Есть люди, которые в своём изучении духовного знания касаются пока лишь его поверхности и ещё не готовы до конца следовать всем предписаниям, потому они не принимают его учения там, где оно мешает их личным привычкам и желаниям. Некоторые из них пытались аргументировать, что вопрос еды Мало что значит с духовной точки зрения, однако единогласный вердикт всех великих духовных традиций, как древних, так и современных, по этому вопросу всегда оставался определённым; для всякого истинного прогресса чистота необходима, причём даже на физическом плане и в вопросах питания, равно как и в более высоких предметах. Во многих книгах и лекциях я уже объяснял существование разных планов природы и огромного невидимого мира повсюду вокруг нас. Мне часто приходилось упоминать, что человек содержит в себе материю, принадлежащую ко всем планам. Он также снабжён проводникам, соответствующими каждому из планов природы, через которые он может получать впечатления и посредством которых он может действовать. Могут ли эти высшие тела человека каким-либо образом подвергнуться действию еды, поступающей в физическое тело, с которым они столь тесно связаны? Несомненно,могут, и вот по какой причине. Физическая материя человека находится в тесном соприкосновении с астральной и ментальной настолько, что все они в значительной степени копируют друг друга. Астральная материя бывает многих типов и степеней плотности, так что у одного человека астральное тело может быть построено из грубых и плотных частиц, а у другого — из более очищенных и утончённых. Поскольку астральное тело — это проводник эмоций, то человек, чьё астральное тело состоит из более грубого типа материи, зависим от множества грубых страстей и эмоций, в то время как частицы утончённого астрального тела охотно вибрируют в ответ высшим и более чистым эмоциям и желаниям. Потому человек, встраивающий в своё физическое тело грубую и нежелательную материю, тем самым в виде её соответствия вводит и в астральное тело материю грубого и неприятного сорта.

Долг человека по отношению к природе

 Существует и гораздо более важная с альтруистической точки зрения сторона вопроса — долг человека по отношению к природе. Каждая религия учит, что человек должен всегда быть на стороне Бога и принимать сторону добра и нравственного развития в борьбе против зла и деградации. Человек, встающий на сторону эволюции, осознаёт зло уничтожения жизни, ведь он знает, что в точности как он находится в этом физическол1 теле для того, чтобы получить уроки этого плана, так и животное защищает своё тело по той же причине, хотя и получая опыт более низкой стадии. Он знает, что за животным стоит божественная жизнь, ибо всякая жизнь в мире божественна; потому животные поистине наши братья, хотя бы и меньшие, и мы не имеем никакого права лишать их жизни ради удовлетворения наших извращённых вкусов, и никакого права причинять им неописуемую агонию лишь из-за наших низких и отвратительных желаний.

 

Увлечение людей охотой, столь хладнокровно называемой «спортивной», и массовая бойня привели к тому, что все дикие создания впадают в панику и бегут прочь при виде нас. Похоже ли это на всеобщее братство божьих созданий? Разве таково ваше представление о золотом веке всеобщей доброты — состоянии, когда всякое живое существо бежит от человека из-за его убийственных инстинктов? Всё это порождает истекающее на нас обратное влияние — эффект, который трудно осознать, не обладая возможностью увидеть, как это выглядит с точки зрения высшего плана. Все мы знаем, что на физическом плане злоупотребление мертвечиной производит эффект огрубления во внешнем виде человека. Это не значит, что некрасивый вид принимает лишь физическое тело. Это означает, что и те части человека, что не видны нашему обычному взгляду — астральное и ментальное тела, также не находятся в хорошем состоянии. Таким образом, человек, выстраивающий себе грубое и нечистое физическое тело, одновременно строит себе также грубые и нечистые астральное и ментальное тела. Это с первого же взгляда видно развитому ясновидящему. Тог, кто учится видеть эти высшие проводники, сразу же увидит эффекты, производимые на высшие тела нечистотой в низшем, и сразу увидит разницу между человеком, питающим. свой физический проводник чистой пищей, и тем, кто запихивает в него отвратительную разлагающуюся плоть. Давайте же теперь посмотрим, как эта разница воздействует на эволюцию человека. Есть и ещё одна причина, о которой автор почему-то не упомянул: «Одна из великих ошибок, в которую впало человеческое семейство, заключалась в попытке назначать человеку минеральные лекарства. Она привела к такому сочетанию дэва- субстанций, которое никогда не предполагалось. Отношение человека к низшим царствам, особенно к животному и минеральному, привнесло необычные условия в мир дэв и усложнило дэва-эволюцию. Употребление животной пищи (и в меньшей степени минералов в качестве лекарств) вызвало смешение дэва-субстанций и вибраций, не созвучных друг другу. Растительное царство находится совершенно в другом положении, и часть его кармы состоит в том, чтобы обеспечить пищу для человека, — это привело к нужной трансмутации жизни этого царства в высшую стадию (животную), то есть к её цели. Трансмутация растительной жизни необходимо происходит на физическом плане. Отсюда — её пригодность для пищи. Трансмутация жизни животного царства в человеческое происходит на кама-манасических уровнях. Отсюда — недоступность, в эзотерическом смысле, животного как пищи для человека. Это аргумент за вегетарианский образ жизни, требующий должного рассмотрения» (А, Бэйли «Трактат о космическом огне»).

Конечная цель этой статьи — показать гармонию, существующую между Библией и древними ведическими текстами. Различные религии — способы, которыми человек осуществляет свое искание Бога, и в этом причина их разнообразия. Ибо один способ подходит одному человеку, другой подходит другому. Существует множество темпераментов, множество умственных типов, а потому и множество различных потребностей. Кроме того, мы находимся на различных ступенях развития; некоторые из нас — взрослые, другие — дети; равных нет. Ведь истина одна и та же, но существуют сотни различных путей выражения ее. Те, кто осознает эту истину, должны уважать все эти пути, и каждому надлежит ступать наиболее подходящим ему путем Кроме того, мы не можем допустить, чтобы была утрачена хотя бы одна из разнообразных религий мира. Ибо каждая религия обладает совершенством в чем-либо особом, характерном нам. ни к чему сожалеть об этом разнообразии; то, что истина так богата и обширна, что она может быть видима и очерчена с десятка различных граней и что каждая грань прекрасна, — это является, скорее, поводом для радости. Каждая религия несет человечеству свое собственное благовествование, у каждой есть что-либо, что она может дать.
Зачем нам ссориться? Бог — центр, и вы можете направить свои шага к Нему из каждой точки окружности, но, в зависимости от того, из какой точки он выходит, каждый идет к центру по иному направлению. Таково положение всех разнообразных религий; все они — пути к Богу. Одна из са- мых старых религий говорит «Человечество идет ко Мне различными путями, и по какому бы пути ни шел человек, на том пути Я приветствую его, ибо все пути Мои». А наиболее молодая религия говорит «Мы не делаем различия между пророками». И затем «Пути к Богу столь же многочисленны, как дыхание детей человеческих». Не все люди одинаковы. То, что для одних пища, утоляющая голод, для других не возбуждает даже аппетита. Пусть каждый приемлет Хлеб Жизни под тем именем и в той форме, которые ему нравятся больше всего. На реку выносят сосуды разных форм, но вода, наполняющая каждый из них, все та же, хотя она и принимает форму содержащего ее сосуда. Пусть каждый пьет духовную воду из того сосуда веры, который он предпочитает, один будет пить из греческой вазы нежного изящества, другой — из сосуда с более суровыми египетскими очертаниями; один будет пользоваться чеканным золотым кубком императора, другой — горстью нищего. Какое это имеет значение? Лишь бы пересохшее горло освежалось живительной водой. Зачем нам спорить о форме и материале сосуда, если Вода Жизни во всех одна и та же?
Конечно, как духовная сущность, человеческая личность выше пищи. Веды утверждают, что душа не смешивается с материей, как масло не смешивается с водой. Но вода может увлечь за собой масло. Мы находимся в материальном, теле, и оно в значительной степени обусловливает наше поведение. Большинство видов растительной и молочной пищи, как сказано в Бхагавад-Гите [17.8], «увеличивает продолжительность жизни, очищает существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение». Мясная же пища «вызывает страдания, несчастья и болезни» [Б.г. 17.9]. В современной медицине обще признано положительное влияние вегетарианства на физиологическое, а также психологическое состояние человека: питающийся растительной пищей, как правило, спокойнее, миролюбивее, чем не вегетарианец. Не зря мудрый Соломон говорил: «Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть» [Прит.15.17].

Непонятно, как можно сознательно защищать мясоедение (если только вы не проповедуете африканским людоедам; для них поедать животных, а не людей было бы прогрессом). Многие родители, особенно живущие в сельской местности, сталкиваются с шоковой реакцией своих детей, которые узнают, что такие милые петушок, кролик или теленок, за которыми они ухаживали, будут убиты. Да и далеко не каждый взрослый — даже если он никогда не задумывался над таким понятием, как «милосердие», — сможет взять нож и перерезать кому-либо глотку. Пророк 11сайя говорил: «Закалывающий вола— то же, что убивающий человека» [Не. 66.3]. Воспитывая своих миленьких сыновей «настоящими мужчинами» («Что ты ревёшь! Мы кормили его для того, чтобы зарезать!»), родители впоследствии сталкиваются с их цинизмом и бессердечием.
В Библии ясно сказано: «И сказал Бог вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (Книга Бытия 1:2,9). Апостол Павел писал в Послании к Римлянам; «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина# и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (К римлянам 14:19; 20>21). Не так давно историки и археолога обнаружили ряд неизвестных ранее текстов Нового Завета, в которых приводится описание жизни и учения Иисуса. В этом малоизвестном тексте апокрифического Евангелия Мира Иисуса Христа от ученика Иоанна (оригинал находится в Ватиканской библиотеке) Иисус говорит «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной люгалой. Ибо говорю Я вам ИСТИННО, ТОТ, кто убивает,—убивает себя,поедающий плоть убиенную—вкушает от тела смерти» (Фрагмент из Евангелия Мира). Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 2,0.13). 

Широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека. Но в оригинале на древнееврейском стоят слова lo tirtzacli, точный перевод которых «не убий», а доктор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово tirtzacli, особенно в классическом древнееврейском языке, относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека.
Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. Всюду, где в Ветхом Завете говорится об употреблении в пищу мяса, речь идет о многочисленных запретах и ограничениях. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу — это лишь уступка упрямому желанию человека. Так, в Книге Чисел (II глава) рассказывается о том, как недовольные посланной им Господом манной евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел перепелов, были поражены моровой язвой. В более поздних ветхозаветных книгах великие пророки также осуждают мясоедение. Например, в самом начале Книга пророка Даниила (1.3 iS) описана история, иллюстрирующая преимущества вегетарианской диеты, а в Книге пророка Исайи Господь говорит «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (...) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу, ваши руки обагрены кровью» (Исайя, I.II, 1.15. Эта цитата показывает, что Бог не принимает даже молитвы мясоедов.). В Евангелии Мира Иисус говорит «Питаетесь всем тем,что находится на Божьем столе: плодами деревьев, зернам и полезными травами, молоком животных и пчелиным медом. Вся остальная пища — дело рук Сатаны, ведет к греху, болезни и смерти. Тогда как богатая пища, которую вы находите на столе у Бога, даст вашему телу силу и молодость, и болезнь не коснется вас». В священных писаниях всех религий мира человеку не позволяется ради удовлетворения своих чувств убивать других живых существ.

Иудаизм и христианство: «Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» (Быт. 9.4, 5). Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (tpoplie, broma и др.), переводимых обычно как «мясо», на самом деле обозначает пищу или еду в самом широком смысле слова. Б Евангелии от Луки (8.55), например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и «велел дать ей мяса». Но греческое слово phage, переведенное здесь как «мясо», на самом деле означает «есть». По-гречески «мясо» будет kreas (плоть), и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом

 Завете не говорится, что Ииcyc ел мясо. Это согласуется с известным пророчеством Исайи о явлении Иисуса Христа: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе».
«Рыба» — другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, но символ, с помощью которого ранние христиане могли узнать друг друга. Это был секретный знак, необходимый в эпоху преследования, до признания христианства государственной религией. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» (рыба). Поэтому он представлял собой акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы «lesous Christos Tlieou Uios Soter» («Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это  одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30 лет.
При изучении ранней истории Церкви становится ясным, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Серафим Саровский, Св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до ее переработки на различных Вселенских соборах...
Сколько же поклоняющихся прямо из церкви, направляются к себе домой и садятся за пир, есть зарезанных животных, нарушая те самые заповеди, которые они только что защищали?
Очень многие люди оправдывают употребление вина, ссылаясь на случай, описанный. в Евангелии (Ин, а:ю). Иисус, бывший среди пирующих на браке в Кане Галилейской, превратил воду из шести каменных водоносов в прекрасное вино. Однако Бог никогда не желал, чтобы человек употреблял вино, которое опьяняет. Слово «вино» в еврейском подлиннике в обобщенном смысле означает как «сброженный», так и «не сброженный» напитки, «Хорошее вино», которое Иисус сделал в Кане, было хорошим не из-за высокого содержания в нем алкоголя, а потому что это был свежий не сброженный виноградный сок Это подтверждается внешними и внутренними доказательствами. Внешние доказательства — свидетельства современников, таких писателей того времени, как Плиний и Плутарх, Они называют «хорошими» те вина, которые не опьяняют. Внутренние доказательства — это нравственные соображения, по которым Христос не мог произвести 450—500 литров алкогольного напитка. Ведь не мог же Он желать того, чтобы мужчины, женщины и дети, собравшиеся на брачный пир в Кане, напились допьяна. Это подтверждается и прилагательным, употребленным для описания этого вина, а именно словом Kalos, что означает «нравственно превосходный».

 Из книги  "Пища для размышлений” П. Щекалева

 

Ступень 8 

ГАЯТРИ МАНТРА

Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания...читать дальше

Prev Next